Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье

О системе образования при Императоре Николае II

     При последнем Российском Императоре Николае II наблюдался небывалый до этого рост России во все областях - от экономики до культуры. Образование достигло при нем невиданных успехов. Царь так сформулировал суть своих требований к правительству: «Прежде всего, подтверждаю мое требование, чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание их в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать их с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

     Император осуществил масштабную реформу народного образования. По его указанию Министерство народного просвещения в 1904 году приступило к разработке проекта всеобщего обучения. С 1904 года ежегодно в России открывалось около 10 тысяч народных школ. Первоначальное обучение было безплатным по закону, а с 1908 года оно сделалось обязательным. К 1917 году 86% российской молодежи умели читать и писать. (В 1897 году - 21%).

     Расходы на народное образование при последнем Императоре выросли в 10 раз, опережая более, чем в 2 раза затраты на образование во Франции и в полтора раза – в Англии: с 70 миллионов рублей в 1894году до 660 миллионов рублей в 1914 году. (660 миллионов золотых рублей – это примерно 200 – 300 млрд. нынешних долларов). В 1904 году был принят принцип ежегодного увеличения кредитов по народному образованию на 20 миллионов рублей (10 миллионов на постройку народных школ, 10 миллионов на их содержание).

     При Николае II вводится невиданная прежде программа начального обучения. Если в 1896 году в России было 78 тысяч начальных школ, то в 1914 году - 123.745 начальных учебных заведений, в которых обучались 8.902.621 учащихся. В 1912 году из 14 миллионов детей дошкольного возраста получили начальное образование 8 миллионов. К 1917 году в Европейской части России им было охвачено большинство детей школьного возраста, а к 1920 году планировалось распространить его на всю Россию. За годы правления Николая II в России было открыто 3 учительских института, 122 учительских семинарии, 147 педагогических курсов, готовивших 20 тысяч будущих педагогов для начальных школ.

     Если в 1892 году в стране было 239 гимназий, то в 1914 году их стало 2300. На 1918 год планировалось введение обязательного среднего образования. Но уже в 1916 году грамотных призывников было более 70%. Анкета 1920 года обнаружила, что молодежь в возрасте от 12 до 16 лет грамотна на 85%.

     В годы царствования Николая II высшее образование в России по качеству и доступности стало одним из ведущих в мире. Если в 1894 году в России было 48 вузов, то к январю 1917-го их число достигло 118 (64 государственных и 54 частных). В вузах страны 4477 профессоров и преподавателей обучали 135.065 студентов. Из них не менее 40 тысяч обучались по специальностям с естественнонаучным и инженерным образованием. Это много больше, чем в Германии или Англии. Государственные вузы и университеты: юридических – 4, востоковедения – 3, медицинские – 2, педагогические – 4, военные – 8, богословские – 6, инженерно-промышленные – 15, земледельческие – 6, ветеринарные – 4,художественное – 1. Возможность получить высшее образование стала реальной для выходцев из всех сословий. К 1914 году 49,7% студентов университетов составляли дети мещан, купцов, крестьян, казаков, причем последние освобождались от платы за обучение и были стипендиатами. Плата за обучение была в среднем вдвое меньше, чем во Франции и Англии (от 50 до 150 рублей в год при средней годовой зарплате рабочего в 1913 году около 350руб.), а неимущие российские студенты вообще освобождались от платы. Университеты при Николае II имели такую свободу, какой они в последующем никогда не имели при советской власти, не имеют таковой и ныне.

     Состояние женского образования в 1914 году: 873 женских гимназий, 92 прогимназий, 31 институт благородных девиц, 51 епархиальное училище, 49 вузов. В 1897 году открылся Женский Санкт-Петербургский медицинский институт, единственный в России, дававший женщинам высшее медицинское образование. Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была более развита, чем в Германии, Франции и Англии, несколько уступая лишь США. Например, в 1911 году в женских гимназиях России обучалось 337,2 тысячи человек, тогда как во Франции в то же время в школах для девушек обучалось 22 тысячи человек. По количеству женщин, учащихся в вузах, Россия занимала первое место в Европе, если не во всем мире.

     Развитие технического образования было одной из основных задач Государя, и он последовательно проводил эту политику в жизнь не только указами, но даже выделяя личные средства. Император инициировал открытие 15 технических вузов, а также создание техникумов. В 1910 году в стране насчитывалось 3136 профессионально-технических заведений, в которых обучались 213.880 учащихся. В апреле 1912 года Государь направил письмо в Совет Министров: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше – в средних технических и сельскохозяйственных школах. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». К 1914 году Российская империя по уровню технического образования превзошла безусловного лидера тех лет – Германскую Империю. За период с 1894 – 1917гг. в России было подготовлено более 150 тысяч специалистов с высшим инженерным образованием. Для сравнения: в 1914 году в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи учились не более 25 тысяч будущих специалистов с естественнонаучным и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других европейских стран (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Численность лиц умственного труда в 1913 году была около 3-х миллионов человек. Лиц с высшим образованием насчитывалось в 1913 - 1914 г. 112-136 тысяч человек.

     Известно, что образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью предшествует потенциалу научному и техническому. Следовательно, император Николай II – творец не только образовательного, но и нашего научного и технического потенциала за прошлый век: знаменитые конструкторские бюро и крупнейшие промышленные предприятия в Советском Союзе возглавляли в основном выпускники императорских вузов.

     Учитель гимназии в 1913 году поучал 85 руб. в месяц, что в современных ценах эквивалентно 129 тысячам рублей. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового оклада. Каждые 5 лет стажа сверх этого добавляли еще 1/5 пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директора, инспекторы, врачи, библиотекари гимназий жили в казенных квартирах, помимо жалованья получали «столовые деньги». Им полагались дрова и выезд. Учительский персонал министерских мужских гимназий был причислен к рангу государственных служащих. Профессор университета (согласно Табели о рангах) имел чин генерал-майора.

     Чему же учили в царских школах? В церковно-приходских школах, рассчитанных на 4 года обучения, изучались чтение, письмо, чистописание, Закон Божий (в количестве 2-х учебных часов в неделю), арифметика, космография (предмет, дававший представление об окружающем мире, некий симбиоз современных природоведения и географии), устный счет, родная речь и история Отечества. В итоге выпускник имел вполне научные (на уровне того времени) представление об устройстве Вселенной и законов ее функционирования, умел читать и писать, знал историю мира и Отечества. И получал много полезных, необходимых в повседневной жизни навыков. «Устный счет» был отдельным предметом, на котором учили именно устному решению, то есть без промежуточных записей, решению вполне прикладных задач, включая и расчеты со сложными процентами. На уроках нравственного богословия – предмет о нравственности, свободе и нормах морали - разбирались такие темы, как: «К чему ведут семейные раздоры», «Сила – не право» и др. Неудивительно, что один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковно-приходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка. Выпускник церковно-приходской школы при желании мог продолжить образование.

     В гимназиях предлагали более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались языки: немецкий, французский, латинский, греческий, родная речь, история, география, физика, педагогика и, конечно же, Закон Божий. Русским детям предлагались, например, такие темы для сочинений: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?» Интересно отметить, что форма для гимназистов была для всех одинаковая, чтобы дети не знали, кто из них казеннокоштный, то есть государственный стипендиат, а кто нет.

     Классическая гимназия давала право на поступление в Университет на гуманитарные и естественнонаучные направления. Были также коммерческие и духовные училища, были и ремесленные, и военные прогимназии, а также военные кадетские и морские корпуса.

     Развитие образование сопровождалось открытием библиотек и музеев. В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла 5 миллионов человек в год. В 1893 году в России было издано 7783 различных книги общим тиражом 27,2 млн. экземпляров, а в 1913-м – уже 34.006 тиражом 133 млн. экземпляров (в 4,5 раза больше и по названиям, и по тиражу, то есть в 1913 году в России вышло книг столько же, сколько в том же году в Англии (12.379), США (12.230) и Франции (10.758), вместе взятых (34.630). Ежегодно печаталось 99 млн. журналов.

     Статистика – упрямая вещь, а она говорит о том, что образование при последнем Императоре Николае II было на должном уровне, что Россия не была в годы его правления лапотной, грязной и отсталой страной, какой ее пытаются представить современные либералы и коммунисты. Д.Л. Сапрыкин, руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при Институте истории естествознания и техники, пишет: «Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и высокотехнологичных отраслей промышленности».

     Мария Павловна Тоболова, кандидат филологических наук, доцент


     Источник: https://ruskline.ru