Зачем люди берут детей?

   Как удивительно мы устроены – появляемся на божий свет наполненные любовью. Младенец, рождаясь и открывая впервые глаза, по логике, должен ослепнуть, увидев яркие, резонирующие пятна нового для него мира. Он же смотрит на эту реальность как на привычную для себя среду. В дальнейшем все поступательные движения маленького человека будут во имя любви.

   В младенчестве человек испытывает первый кризис. В утробе матери ему было спокойно, он слышал биение родного сердца и чувствовал себя защищённым. Родившись беспомощным, разговаривая междометиями, на утробном языке, малыш будет подавать родителям сигналы о своих потребностях.

   Страшно, когда у ребёнка нет родителей. Ему не для кого жить, развиваться. Он лишён самого необходимого – любви. Поэтому так велика младенческая смертность. «Замри, остановись, ты никому не нужен!»

   Лишение родительской любви, заботы, детства, гармоничного развития приводит к серьёзным травмам в формировании личности, неустойчивой системе, проблемам в самоидентификации. Поэтому формируются искажённые понятия любви, дружбы, семьи, счастья.

   Когда нет семьи, заботу о детях возлагает на себя государство. Оно научилась воспитывать в детских домах потребителей, а не полноценных членов общества, восполняя необходимые потребности в еде, медицине, образовании. Сложно организовать для каждого лишённого родителей ребёнка индивидуальный подход в воспитании, найти маму. Но это лучше, чем бродяжничество или аборт.

   У моей бабушки было тяжелое послевоенное детство. Она воспитывалась в детском доме. Сегодняшним деткам, да и почти всем взрослым, не понять состояния, когда все время хочется есть, а утолить голод нечем. И, слава Богу, что это так! Тогда, в конце сороковых, так не хватало этого кусочка, и дети завидовали, если кому-то хлеб доставался с довеском. Но это только так казалось, вспоминает моя бабушка, в каждом куске хлеба было по сто грамм, его взвешивали на специальных весах – “гусельках”.

   Послевоенное время – тяжёлый период, люди испытывали нехватку буквально во всем. Не было обыкновенного мыла. Чтобы не завелись вши, мальчиков и девочек в детском доме стригли: мальчиков – наголо, а девочек до четвертого класса – очень коротко. При этом в детском учреждении имелся особый воспитательный подход к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Уделялось внимание развитию коммуникативных навыков и социализации детей. У моей бабушки сложилась профессиональная история и личная семейная жизнь. Она с теплотой вспоминает своё детство. Правда, не любит, когда её целуют и обнимают, считая эти проявления чувств лишними. Может, всё получилось бы иначе, если бы когда-то маленькую Любочку удочерили.

   Зачем люди берут детей?

   Вопрос сложный. Разные судьбы, разные обстоятельства…Хорошо, когда человек принимает это решение обдуманно. В любом случае данный поступок заслуживает уважения!

   Кому-то для полного счастья не хватает малыша, хочется познать все этапы родительства. Конечно, данный потенциальный родитель будет заинтересован принять в свою семью младенца.

   Так случилось с Наташей, у которой дом – полная чаша: сад, любимый муж, общие интересы, увлекательная работа, фокстерьер. Только вот с продолжением рода как-то не получалось. Была у пары серьёзная потребность в ребёнке. Наташа представляла маленькую, белокурую, голубоглазую девочку от нуля до двух лет, похожую на себя в детстве. Долго женщина искала свою малышку. Устав от поисков, приняла в свою семью маленького девятимесячного Хасана и его пятилетнюю сестру Лизу. Дети обрели любящих, заботливых родителей.

   В память о трагически погибших друзьях забрали восьмилетнего Мишку из детского дома. Сослуживец отца, Степан Николаевич, долго искал мальчика. Нашёл в Дагестане. Сейчас Миша с дядей Стёпой живут в своём доме. Отношения у них заладились сразу. Мальчик помнит папиного друга с малых лет, мужчина часто бывал у них в доме.

   Катерина обратилась в наш центр сопровождения в момент страшной утраты, после смерти сына. Тяжело было объяснить женщине, что её мотив деструктивный, она ещё не готова к принятию ребёнка, ей необходимо пережить потерю. Обретя нового сына, она не сможет восполнить утрату. Ожидания не оправдаются, даже если визуально ребёнок будет похожим, его привычки и восприятия будут отличаться. Катя прислушалась. Через полтора года в её семье появился пятилетний Данька с синдромом Дауна. Сегодня Данька живёт в заботливой и любящей Катиной семье, ему есть для кого совершать свои маленькие подвиги.

   Оксана пришла в наш центр, демонстрируя желание помочь сироте. Зрелая женщина, состоявшаяся мать и жена. Достойный муж, хорошо воспитанная дочь. Через 3 месяца Оксана приняла в свою семью девочку-подростка одиннадцати лет, а через год от неё отказалась. В опеке замещающая мама сказала, что не сошлась с ребёнком характером, уезжает в Грецию, в отпуск, и Аня в её планы не вписывается. Истинным мотивом принятия ребёнка у этой женщины было повышение по службе. С Божией помощью наш отдел нашёл этой девочке замечательных родителей, только травма у ребёнка осталась. Потребуется время, чтобы это пережить.

   Бывали и уникальные случаи. Алиса пришла в наш центр озадаченная. Жили с мужем вдвоём. У него были дети от первого брака, она хотела жить для себя. Имея прагматичную натуру, женщина была далека от высоких матерей. Как-то ей приснился сон. Маленькая девочка называла её мамой и просила поскорей за ней прийти. Потом была целая серия видений, из которых наша героиня узнала, имя и возраст ребёнка. Обратившись в опеку по месту жительства, Алиса получила информацию о девочке. Женщина прошла школу приёмных родителей и удочерила малышку.

   Хорошо, когда история принятия ребёнка в семью имеет благополучное продолжение. К сожалению, гармоничных семей не так уж много. Своих не умеют воспитывать, а тут чужие… Вот и получается, что ребёнка берут, потом по каким-то причинам возвращают. Хуже того, если он был подвержен жестокому обращению. Такое поведения со стороны горе-родителей приводит к тяжёлым, необратимым последствиям для психики ребёнка. Во всех жизненных неудачах дети винят только себя, отсюда подростковый суицид, агрессия и насилие по отношению к младшим, взаимодействие с лицами девиантного поведения, употребление алкоголя, наркотиков.

   Проблема повторного сиротства – одна из главных российских социальных проблем. Для её решения был разработан государственный проект по профилактике повторного сиротства, в рамках которого, на основании приказа Министра образования Московской области № 4024 от 30.12.2011 г. «во исполнение Федерального закона от 30.11. 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», был создан областной центр сопровождения замещающих семей. Центр включил в себя семь зональных отделов сопровождения замещающих семей.

   Согласно приказу Министра образования Московской области от 17.08.2012г. № 3464 "Центр" осуществляет полномочие органов опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживающих на территории Московской области.

   Отдел сопровождения замещающих семей Подольского зонального объединения осуществляет свою работу с 1 сентября 2012 года. 8 сентября 2012 г. запустилась первая школа приёмных родителей.

   Цель программы школы приёмных родителей - предоставить гражданам, желающим стать кандидатами в замещающих родители, информацию по психолого-педагогическим, социально-педагогическим медицинским, правовым аспектам формирования замещающей семьи. Обучение включает в себя 80,5 академических часов, из них 56 часов – тренинговые занятия, и 5,5 – индивидуальные консультации.

   За несколько лет своей работы Подольское зональное объединение выпустило 15 школ приёмных родителей, 380 учеников получили свидетельства, более 150 детей обрели родителей.

   Также отдел осуществляет на безвозмездной основе сопровождение семей, принявших детей на воспитание: оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической помощи, направленной на обеспечение нормального воспитания и развития детей.

   Отдел сопровождения замещающих семей Подольского зонального объединения находится по адресу: г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, ПУ № 45, кабинет № 8. Контактный телефон: + 7 903 591 80 45. E-mail: Podolsk_OCSZS@mail.ru. Официальный сайт Областного центра сопровождения замещающих семей: www.ocszs.ru .

   Невозможно рассказать обо всех нюансах создания замещающей семьи и воспитания приемного ребенка. Жизнь каждый день подбрасывает нам новые задачи, и на практике у каждого все по-другому, где-то сложнее, а где-то наоборот, проще. Приняв ребенка в свою семью, вы возьмёте на себя обязательства заботиться о нем, воспитывать его и помогать ему стать полноценным членом общества. Конечно, в процессе воспитания приемного, как и любого другого ребенка могут возникнуть некоторые проблемы, однако если вовремя их обнаружить, у вас есть все шансы с ними справиться. Удачи вам в вашем благородном деле! Пусть дети обретут в вашей семье радость и принесут вам счастье!

Инна Заец, начальник отдела ОЦСЗС Подольского зонального объединения