“Сад Цветов”

   Каждый житель Тулы, наверняка, хотя бы раз, прогуливаясь по улице Гоголевской, проходил мимо небольшого дома, покрашенного в розовый цвет. Это Дом-музей нашего земляка, писателя и врача  Викентия Викентьевича  Вересаева. Здесь он родился, здесь прошли его счастливые детские годы в большой дружной семье. Вот об этой удивительной семье, жившей больше 100 лет назад, и оставившей нам в наследство много доброго и полезного я и хочу рассказать.

   В газете Тульские губернские новости  от 25 октября 1872 года было напечатано такое объявление: “С разрешения Г. Попечителя Московского Учебного Округа, я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7, а с нового года элементарную школу для детей от 7 до 11 лет. О цели означенных заведений  и об условиях можно узнать ежедневно от 12 часов до 2-х и от 4-х до 6, - время назначения для приема детей.   Елизавета Смидович

   Это необычное для того времени объявление удивило многих. Детский приют – это еще было понятно, а вот - детский сад? Во-первых, детский сад  был диковинкой, и хотя потребность в нем была, даже в столице такого новшества еще не было. Во-вторых, Елизавета Павловна приглашает чужих детей, имея (в то время) четверо своих! К тому же, как оказывается, это еще и бесплатно! Но, тем не менее, в доме выделяются лучшие комнаты для детского сада.

   Как можно было решиться на такую ”авантюру”?!

   “Семья наша была большая, - писал в своем дневнике Викентий Викентьевич -… Но для мамы как будто мало было всех хлопот с детьми и по хозяйству. Она постоянно замышляла какое-нибудь весьма грандиозное дело. Когда мне было лет шесть-семь... мама открыла детский сад”.

   Но все, конечно произошло не неожиданно. Сначала Елизавета Павловна уезжает в Москву, чтобы закончить Фребелевские курсы. (Фридрих Фребель (1782- 1852) немецкий педагог. Является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей).

   Несомненно, Фребель был одним из первых, кто распознал раннее детство как самостоятельный и важный период жизни и сделал практические выводы.  А среди других педагогов он  выделялся еще и тем, что понял  тесную взаимосвязь между развивающимся маленьким человеком и его окружением.

   Термин “детский сад” – тоже находка Фребеля. Искренно любя детей, он сравнивал их с цветами, за  которыми необходимо мудро ухаживать, чтобы они могли раскрыть всю свою красоту и способности. Здесь огромное место  уделялось и личности воспитателя, чтобы “садовница” или “садовник”  смогли помочь ребенку реализовать свои таланты.

   Пытаясь организовать детский сад, многие педагоги, работая исключительно “по Фребелю” были все-таки весьма далеки от него.

   Елизавета Павловна оказалась одной из немногих, кому удалось не просто понять эту педагогическую систему,  но и  осуществить ее на деле, именно так, как задумал Фребель.

   В его педагогической системе главный акцент делался на активность самого ребенка и необходимость побуждения и организации его собственной деятельности. Потому огромное значение  отводилось игре

   У Елизаветы Павловны в этом был уже богатый опыт.  В семье Смидовичей даже наказания были игровые.

   Например, наведение порядка.  Мама требовала, чтобы дети самостоятельно  убирали  за собой игрушки, но это не всегда выполнялось. Тогда она, познакомив детей с Гоголевским персонажем Плюшкиным, великим накопителем, сказала, что неприбранные игрушки будет прятать в шкафчик, который назвала  Плюшкиным магазином. Так и стала делать. Иногда бывало, что  дети их и не хватятся, а  иногда вспомнят, да уже поздно. А открывался  Плюшкин магазин только  два раза в год!  «Мама отпирала шкаф, мы нетерпеливо толпились вокруг, она вынимала по одной вещи, выясняла ее владельца, и он получал ее обратно. Много тут было радостей и много неожиданностей, - обретались богатства, о которых давно уже было забыто. Старые, надоевшие игрушки становились как новые».

   Думаю, что маленький Витя (В.В. Вересаев), большой выдумщик и фантазер, был заводилой во всех играх маминого детского сада.

   “В детстве фантазия у меня была самая необузданная. Действительность давала толчок, - и в направлении этого толчка фантазия начинала работать так, что я уже не отличал, где правда и где выдумка; мучился выдумкою, радовался, негодовал, как будто это все уже случилось взаправду.

   Ко всякому действию, ко всякой работе спешила прицепиться фантазия и пыталась превратить их в завлекательную игру. Например, есть ложкою клюквенный кисель. Это была история тяжелой и героической борьбы кучки русских с огромной армией турок. Русские (ложка) врезываются в самую гущу турок, пробиваются до другого конца, - но сейчас же за их спиною враги смыкаются. Русские повернули опять в самую гущу. Долго тянется бой. Все жиже становится красная гуща врагов, все ленивее смыкается за кучкой героев. Наконец силы ее истощились. Русские проносятся из конца в конец, - за ними остаются широкие белые полосы, и они уже не смыкаются. И уже русские шарят по всей долине, и захватывают, и беспощадно уничтожают жалкие остатки турок...

   - Ура! Победа!

   Взрослые удивленно смотрят, - передо мною только пустая тарелка из-под клюквенного киселя.

   - Всех турок победил! С маленькою горстью русских!

   И я с торжеством показываю свою ложку.

   - А, чтоб тебя Бог любил!

   Это любимая мамина поговорка. Мама смеется и машет рукою: она привыкла к моим фантазиям”.

   Как тепло пишет Вересаев о маме: “Была у мамы –…способность видеть в будущем все лучшее, … непочатый запас энергии и жизненной силы. И всякую мечту она сейчас же стремилась воплотить в жизнь”. Не удивительно, что такая незаурядная женщина, прирожденный педагог, решила открыть в нашем городе первый в России детский сад.

   “  … мама в течение нескольких лет содержала детский сад, - пишет Вересаев, - совершеннейшая тогда новинка, в Туле небывалая”.

   На усадьбе было продумано место и для спортивных занятий, а в доме одна комната так и называлась детьми “гимнастика”. Папа, как врач, несмотря на свою занятость, имея большую практику, помогал жене в ее начинаниях.

   «…Для этого сада, - вспоминает Викентий Викентьевич, -  папа в свободное время смастерил огромное сооружение аршина в два длины и полтора ширины, по которому учащиеся наглядно могли знакомиться с тем, что такое залив, остров, мыс, ущелье и т. д. В заднем левом углу поднимались высокие горы с белыми главами, среди моха тек с высоты настоящий ручеек, в зеленых долинах паслись оловянные стада, впереди слева вертикальный разрез представлял геологические пласты земли. Передняя правая сторона была занята морем из настоящей воды - с заливами, проливами, бухтами, с коралловым островом в середине; сквозь стекло спереди можно было видеть дно моря, коралловое основание острова, морские звезды на песчаном дне. Гордостью и красою всего сооружения была огнедышащая гора в заднем углу справа, за морем. Иногда по вечерам папа устраивал настоящие извержения из нее: из кратера взрывами бил огонь, по отрогам с шипением ползли ярко-красные и зеленые огни, отражаясь в море. Это было большим праздником для детей”.

   Ни для кого сейчас не секрет, насколько еще важны музыка и пение, для развития человека в целом и конечно, для  обучения, тем более на ранних этапах развития.

   Например, Фридрих Фрёбель  всегда начинал свой день с песни. Некоторые из его колыбельных, игровых и шуточных песен используются и по сей день.

В семье же Смидовичей музыке всегда уделялось большое внимание. Все девочки играли на фортепиано, а мальчики - на скрипке. На Святки устраивались детские Рождественские балы.

   В  семье Смидовичей царили  и другие  очень добрые семейные традиции, например, по вечерам проводились семейные чтения.

   Родители выписывали журналы “Родная речь”, “Семья и школа”, выбирали интересные рассказы, стихи, сказки и  читали их всей семьей в уютном кабинете отца, где была большая библиотека. И весь опыт в воспитании своих детей, педагогические находки, чудесно приживались в детском саду -  веселые занятия на воздухе, физические упражнения, рисование, лепка, музыка, и игры, игры, игры…

   В детстве ребенок так многому должен научиться! Благодаря играм и сказкам он усваивает модели поведения, стараясь запомнить, что хорошо, а что плохо. Как ребенок может научиться моделям поведения?  Так же, как и всему остальному: подражая тому, что он видит вокруг. А некоторые ситуации или сюжеты на всю жизнь врезаются в память. Видимо, так и произошло в детстве Викентия Викентьевича, когда мама, прочла сказку о маленьком незаметном сером воробье, заслужившим большую любовь всех птиц своими добрыми делами. Эта сказка запомнилась ему на всю жизнь и вошла в “Воспоминания”: - “…когда  чувствовал я себя серым и никому не интересным, у меня вставала мысль: этой возможности, какая была у воробья, никто не сможет отнять у меня”.

   Благодаря этим воспоминаниям, мы видим, какое значение Елизавета Павловна уделяла работе над становлением характеров детей, уча их  сопереживанию,  сочувствию и отзывчивости.

   Она была убеждена, что воспитательная сила заключается  в искренности, любви ко всему живому.

   Будучи уже известным писателем, Вересаев напишет: “Искренность – дело трудное и очень тонкое, оно требует мудрости и большого душевного такта.  Маленький уклон в сторону, - и будет фальшь, в другую – и будет цинизм. Способность к подлинной искренности, правдивой и целомудренной, - великий и очень редкий дар”.  Этим даром в полной мере обладала добрая “садовница” Елизавета Павловна Смидович.

   Начиная с 70-х годов XIX века и в других городах России стали создаваться детские сады, большинство из которых были платными. Будущие воспитатели заканчивали  Фребелевские курсы. И все же людей, готовых работать в детских садах, было не слишком много. Как и многое новое, система Фребеля была принята не сразу.  Но века проходят, революции вспыхивают и угасают, а главные человеческие ценности остаются. И потому, его педагогический метод, его философия,  где все через сердце, понятна и близка каждому родителю и воспитателю. Но быть первым всегда сложно, во все времена.

   Вересаев, вспоминая об этом периоде, пишет: “ она (мама) с такою энергиею и добросовестностью отдалась делу, настолько все старалась завести самое лучшее, что предприятие не только не окупалось, но на него уходил и весь папин заработок …  и, ко времени моего поступления в гимназию, детский сад был закрыт”.

   Но, чтобы быть убедительнее в том, насколько оказался необходим   вклад Елизаветы Павловны в дело воспитания малышей, хочется привести слова ее сына, (В.В. Вересаева).  Когда одна журналистка усомнилась в необходимости его писательской работы,  он ответил :

   “- Видите, начинается дождь. Он  очень нужен для посевов, для травы: может быть он определит весь урожай нынешнего года. Вот перед нами упала капля дождя. И вы спрашиваете: изменилось ли бы что в урожае, если бы этой капли совсем не было? Ничего бы не изменилось. Но весь дождь состоит из таких капель. Если бы их не было, урожай бы погиб”.

   Думаю, что опыт этой одаренной женщины и чудесного педагога Елизаветы Павловны Смидович, ее дело,  стали той каплей благодатной влаги, оросившей души детей.

 

Ксения Казакова старший научный сотрудник Дома-музея В.В. Вересаева.

г. Тула

 

   В Доме-музее Викентия Викентьевича Вересаева, продолжая традиции Смидовичей, проводятся Рождественские, Пасхальные встречи и другие познавательные музейные занятия с малышами.