О лести

Священник Максим Стыров

     Лесть весьма губительна, причём как для говорящих, так и для слушающих. По словарю Владимира Даля, лесть это «проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство; униженное потворство». То есть это некая ложь, сообщаемая человеку с определённой корыстной или разрушительной целью, вводящая его в искажённое, завышенное представление о себе самом, называемое прелестью. Вред лести очевиден, он огромен. Для слушающего – это потеря правильного самовоззрения, невидение своих слабостей и услаждение раздутыми достоинствами, утрата тяги к духовному совершенствованию. Не зря в народе говорят: «Хвалить – с ног валить». А Господь грозно предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). У самого льстеца формируется привычка ко лжи, краснобайству, лицемерию, приспособленчеству, корыстолюбию.

     Как и любой грех, лесть прикрывается благовидными намерениями, поэтому, по словам святителя Василия Великого, является скрытым злодеянием против ближнего, совершаемым под личиной добра. Грех – это паразит. Он паразитирует на добродетели, и поэтому нужно отыскать эту исходную добродетель и прочувствовать тонкие грани или критерии, отличающие одно от другого.

     По-видимому, исходным «материалом» для лести является здоровая похвала, то есть справедливая позитивная оценка человека. Подобные похвалы можно встретить в Евангелии из уст Спасителя по отношению к апостолу Нафанаилу (Ин. 1, 47), к апостолу Петру (Мф. 16, 17-18), а также в некоторых апостольских посланиях (3 Ин. 1, 2-5; 1 Кор. 1, 5-7; Кол. 1, 4-8). Кроме того, известен эффективный педагогический приём, когда человека (особенно ребёнка) хвалят как бы несколько выше его действительных заслуг, чтобы воодушевить, дать ему стимул для совершенствования, выразить ожидания окружающих по отношению к нему. Подобным образом, например, поступил апостол Павел, называя афинян «как бы особенно набожными» (Деян. 17, 22).

     Ну а что же извращает добрую похвалу и превращает её в лесть? Во-первых, это человекоугодничество, то есть желание получить в ответ какие-нибудь выгоды, войти в доверие, отвлечь внимание от собственных недостатков. И таким человекоугодием, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), уничтожается не только любовь к Богу, но и само памятование о Боге. Во-вторых, это гордыня, проявляющаяся здесь в желании непременно выразить своё мнение и тем самым привлечь внимание к себе, показать свою значимость как опытного судьи. Поэтому, например, вместо претендующих на высокую компетентность слов «ваш доклад хорош» лучше было бы сказать: «Ваше выступление было полезно для меня». В-третьих, это забвение о присущей всему видимому и невидимому миру иерархии, соподчинённости (вспомним пятую заповедь Моисея!), ведь, как правило, старшие (по возрасту, по опыту, по сану) должны хвалить младших, но не наоборот.

     Как бороться с этим злом? Наверно, твёрдо и честно отдавать себе отчёт о намерениях, с которыми произносишь высокие слова в адрес другого человека: действительно ли хочешь его поддержать в движении по верному пути, не ожидая ответной мзды для себя? Не рискуешь ли прельстить его и погасить в нём искру внутреннего роста? Старших не восхвалять, а по-сыновнему благодарить. И вообще стараться реже брать на себя роль «оценщика» не только недостатков, но и достоинств других людей, если, конечно, не надлежит делать этого по семейному положению или по должности.

     А уж если слышишь в свой адрес льстивые речи… Иногда можно просто их пресечь или отшутиться, избегая, однако, словес, что я-де такой великий (великий!) грешник, просто не знаете… Святой Иоанн Кронштадский пишет: «Льстецы – большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают нам видеть своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно если мы самолюбивы и недальновидны. Поэтому надо всегда останавливать льстецов или уклоняться от них. Горе тому, кто окружён льстецами; благо – кто окружён простецами, не скрывающими правду, хотя и неприятную» («Моя жизнь во Христе», слово 634).

     Ещё лучше – выполнять наставление преподобного Ефрема Сирина: «Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят». Следует молча пропустить лесть мимо сердца, тихо вспомнить свои недостатки и вздохнуть: «Помилуй, Господи, и вразуми меня и собеседника моего». Можно при этом вспомнить ещё притчу о талантах и евангельскую истину «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48) и сказать себе, что, может, действительно, и сделал я нечто доброе, так ведь и дано мне было в жизни куда больше, чем иным, и любви, и возможностей, и образования, и много ещё чего. Другой бы со всем этим давно бы уже сделался святым.

     А ещё один хороший совет давал митрополит Антоний Сурожский: «Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет».

     И последнее. Все внешне красивые плоды наших дел оказываются гнилыми изнутри, если добро делалось не ради самого добра и во имя Бога, а ради человеческого одобрения. «Видел я, – говорит святой Иоанн Лествичник («Лествица», слово 2), – весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистот напояемые тщеславием, окапываемые самохвальством и удобряемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую».


     Источник: http://vera-eskom.ru