МЫ ВСЕ ПОВИННЫ

   «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

   Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

   Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

   Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

   Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

   На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

   Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же»  (Лк.10:25-37).  

   Как  следует  из  евангельской  притчи, соплеменники  не  оказали  помощь  попавшему  в  беду  соотечественнику, не  проявили  милосердия, отвернулись  от  чужого  горя. И  лишь  самарянин – человек  презренный  в  глазах  иудеев, сжалился  над  тем, кто  может  быть  и  сам  негативно  относился  ко  всем  не  иудеям.

   Зная  по  себе  каково  быть  отверженным,  нежеланным, жертвуя  своим  временем  и материальными  средствами, самарянин  проявил  милость – спас  ЧЕЛОВЕКА, в  то  время  как  близкие  ему  по  крови  люди  равнодушно  прошли  мимо.

   В  декабре  2011  года, в  Туле  произошел  буквально  евангельский  случай.

   Женщина  вошла  в  трамвай  и  не  успела  взяться  за  поручень, когда  вагон  дернулся  и  поехал. Упав  в  проход  между  сиденьями, она  попыталась подняться,  но  не  смогла – правую  руку  пронзила  жуткая  боль  (как  выяснилось  позже – перелом). Все  посадочные  места  были  заняты  и  не  один  из  пассажиров, включая  кондуктора,  даже  не  попытался  ей  помочь. Безуспешно  стараясь  подняться, женщина  пролежала на  полу  две  остановки, но  никто  так  и  не  пришел  к  ней  на  помощь. Она  едва  сдерживала  слезы  от  обиды  и  боли, а  пассажиры  равнодушно  отвернувшись, смотрели  в  окна.

   Кое-как, женщина  поднялась  на  ноги  и  вышла  на  остановке. Почти  теряя  сознание, она  постучала  в  стоявшую  рядом  палатку, в  которой  ребята  с  юга  торговали  фруктами  и  овощами. Увидев  перед  собой  человека  попавшего  в  беду, они  не  задумываясь, сразу  оказали  ей  помощь: усадили  на  стул, предложили  чаю  и  вызвали  «скорую».

   Невольно  возникает  вопрос – кто мы? Во  что  мы  превращаемся? Перед  нашими  глазами – человеческая  боль, и  реакция  на  нее – откровенное  равнодушие! Неужели  житейские  проблемы  до  такой  степени  сковали  наше  сердце,  разум, что  не  осталось  и  места  для  жалости  и  сострадания  к  ближнему? Мы  ведь  живем  в  России! Отличительной  чертой  русского  человека, всегда  было  именно  сострадание, и  не  только  к  соплеменникам. А  здесь – «все  прошли  мимо», и  лишь  «самаряне» проявили  милосердие…  В  данном  случае, может  и  уместно  было  бы  привести  евангельские  слова: «Итак  во  всем, как  хотите, чтобы  с  вами  поступали  люди, так  поступайте  и вы  с  ними, ибо  в  этом  закон  и  пророки» (Матф.7:12), но  на  ум  приходит  другое…

   Сейчас  много  говорят  о  том, что  русские  буквально, физически  вымирают, и  с  этим  сложно  не  согласиться. По  этому  поводу  звучат  не  безосновательные обвинения  и  в  адрес  государственной  власти, но  не  занимаемся  ли  мы  при  этом  еще  и  самоуничтожением?

   Есть  притча  про  пчелу  и  муху: В  цветущий  сад  залетела  пчела  и  муха. Пчела полетала-полетала,  нашла  нектар. Муха  полетала-полетала, нашла  кучу  навоза  и  села  на  неё. Так  и  люди, как  пчелы  и  мухи – кто-то  находит  в  саду  нектар  и  огромную пользу, а  кто-то  находит  навозную  кучу  и  радуется  ей. 

   Пренебрегая  безценным  культурным  наследием, оставленным  нам  предками, мы  зачастую  добровольно  поглощаем  «навоз», который  нам  упорно  и  обильно  предлагается  в  виде  всевозможной  нечистоплотной  и  душевредной  продукции: заведомо  лживой  информации, бездарных  фильмов, телесериалов, шоу, бульварной  литературы  и  многого  другого. Все  это, безусловно, намеренно  направлено  на  вымывание  из  сознания  русского  человека  чувства  прекрасного, нравственности, национального  самосознания. Мы  превращаемся  в  бездумных, покорных  потребителей, а  ведь  Господь  наделил  нас  разумом!

   Потребляя  «нечистоты», мы  и  вокруг  себя  распространяем  грязь, подавая  отвратительный  пример  нашим  детям. Больно  смотреть, как  люди,  буквально  превращают  в  помойку  свою  Родину. Страшно  слышать, когда  про  пьянство, сквернословие  и  другую  грязь  говорят: «Это  по-нашему – по-русски». Ложь!!! Недостаточно  родиться  в  России  и  носить  русскую  фамилию, чтобы  быть  РУССКИМ (история  знает  немало  людей  верой  и  правдой  служивших  своей  новой  Родине, и  язык  не  повернется  назвать  их  нерусскими). РУССКИЙ  ЧЕЛОВЕК  не  будет  сквернословить  и  предаваться  безудержному  пьянству, РУССКИЙ  ЧЕЛОВЕК  не  будет  предавать, продавать  и  осквернять  свою  землю, ибо истинно  РУССКИЙ  ЧЕЛОВЕК – не  мыслит  себя  вне  религиозной, культурной  и  исторической  традиции  своего  народа. РУССКИЙ  ЧЕЛОВЕК – бережно  относится  к  своему  Отечеству – земле  отцов – политой  их  потом  и  кровью, он  не  отвернется  от  чужого  горя  и  обязательно  протянет  руку  помощи.

   И  не  наша  ли  общая  вина  в  том, что  сейчас  происходит?! Не  мы  ли, попирая  заповедь  о  любви  к  Богу  и  ближнему, замкнувшись  в  собственном  эгоизме, ожидая  от  власть  имущих  «хлеба  и  зрелищ», пребывая  в  равнодушии  к  соплеменникам, к  родной  истории  и  культуре, вносим  «лепту»  в  процесс  самоуничтожения  русской  нации? А  ведь  этот  процесс  идет  уже  давно  и  успешно.

   В  1949  году, поэт-монархист  Сергей  Сергеевич  Бехтеев  написал  следующие  строки:

   Мы все, друзья, повинны в том,

   Что не горим святым огнем

   Любви к взрастившей нас Отчизне,

   Что мало думаем о ней

   В годины грозных, мрачных дней,

   Все подменивших в нашей жизни.

 

   Ища себе удобств и благ,

   Мы устремляем каждый шаг

   К тому, что страсти наши манит,

   Что всем нам радости сулит,

   Что наши помыслы пьянит,

   Но что в конце всех нас обманет.

 

   Забыв наш дух, наш быт, наш род,

   Стремимся тщетно мы вперед

   Куда-то в призрачные дали,

   Надеждой праздной сердцу лжем

   И безрассудно создаем

   Себе лишь новые печали.

 

   Сменив свой лик на лик чужой,

   Язык - на говор не родной,

   Мы неприметно исчезаем,

   И позабыв свой прежний нрав

   В бездерзновенный пегий сплав

   Себя постыдно обращаем.

   Один  образованный, молодой  человек, занимающийся  организацией  и  проведением  паломнических  поездок  по  святым  местам  России, будучи  искренним  патриотом, задался  благой  целью – приобщить  к  духовным, культурным  и  историческим  ценностям  подрастающее  поколение. Но  доброе  начинание  зачахло  на  корню. Детям – будущему  России – было  совершенно  не  интересно  то, что  пытался  донести  до  них  талантливый  экскурсовод. Единственными  благодарными  слушателями, являлись,  сопровождавшие  их  педагоги. Подрастающее  же  поколение, жевало  резинку  и  развлекалось  с  мобильными  телефонами.

   Ребенок – зеркало  семьи, в  нем  отражается  внутренний  мир  его  родителей! И  если  отец  и  мать  не  являются  патриотами  своей  страны, если  им  безразлична  родная  вера, история  и  культура, то  и  чадо  будет  таким  же  «русским  человеком», у  которого  все  и  во  всем  будут  виноваты, но  только  не  он.

   Невольно  вспоминается  Филипп  Филиппович  Преображенский  из  «Собачьего  сердца», с  его  рассуждением  о  «разрухе  в  головах», которое  актуально  и  сегодня. Нам  необходимо  понять, что  «разруху», прежде  всего, нужно  устранять  именно  в  наших  головах, и  что  «народ, не  имеющий  национального  самосознания – есть  навоз, на  котором  произрастают  другие  народы» (П. А. Столыпин). И  пока  мы  это  не  осознаем, начав  возрождать  в  себе  внутренний  мир  исконно  РУССКОГО  ЧЕЛОВЕКА, (подавая  в  том  пример  и  нашим  детям) – мы  будем  еще  стремительнее  самоуничтожаться,  превращаясь  «в  бездерзновенный пегий сплав».

 

Протоиерей  Александр  Рудниченко  настоятель  храма  

Покрова  Пресвятой  Богородицы  с. Волковичи