Лев Толстой. Повторное отлучение?

   В ноябре 2010 г., когда исполнилось 100 лет со дня смерти великого русского писателя, философа и публициста Льва Николаевича Толстого, не было никакой шумихи. Как ни странно, юбилей замалчивался, СМИ как воды в рот набрали, хотя раньше юбилеи писателей куда меньшего ранга вызывали большой государственный резонанс.

   Влиятельная английская газета «Дейли Телеграф» в статье, посвящённой 100-летнему юбилею, писала, что в России наших дней Л.Н. Толстого «отлучили от памяти». Он стал «неличностью» по Оруэллу. Англичане сокрушались, что в России игнорируется 100-летняя годовщина со дня смерти Л.Н. Толстого, тем самым русские как бы отказываются от своего литературного прошлого в лице «величайшего русского писателя». Тут англичане явно «перегнули палку». Россия обладает великой литературой, и, как бы ни была велика фигура Л.Н. Толстого, наша литература им одним не ограничивается.

   Почему же именно Англия так озаботилась судьбой этого юбилея? То ли англичане так и не поняли, начитавшись Л.Н. Толстого, «таинственную русскую душу» (что сомнительно), то ли лукавили, печалясь не о забвении великой литературы (чего на самом деле не происходит; зря они это), а о замалчивании другой ипостаси Л.Н. Толстого – ипостаси разрушителя Русской Православной Церкви и Государства Российского (чего на самом деле, судя по их делам, они желают всей своей английской душой).

   О своей главной цели Л.Н. Толстой написал ещё в 1855 г., и этой целью отнюдь не было написание великих литературных произведений: «Разговор о божественном и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле…».

   Именно реализации этой идеи, для чего литература была лишь средством, и посвятил Л.Н. Толстой свою жизнь. Именно поэтому священник Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых, написал 14 июля 1908 г. в молитве, опубликованной в газете «Новости дня»: «Господи, умиротвори Россию ради церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…».

   И вот, наконец, свершилось по сему. Но лучше уже не стало. Потому что идеи сильнее людей. А дальше вы знаете: Февральская и Октябрьская революции 1917 г., гражданская война в России, троцкистские и сталинские лагеря, и пошло-поехало…

   Но всё же представьте себе, во что превратилась бы Россия, если бы толстовство как религия победило? На нас напала Япония, а мы в ответ – непротивление злу насилием! На нас напала Германия – а мы отвечаем непротивлением злу насилием! Так что идеи Л.Н. Толстого – не более чем иллюзии, осуществление которых на практике ведёт, как всегда, к противоположным, разрушительным последствиям. И как было бы хорошо западным странам иметь вместо могучего и богатого Русского государства нечто аморфное, непротивляющееся злу насилием! Вот о чём английская тоска по Толстому!

   Ведь именно идеи Льва Толстого сокрушили Российскую империю (не зря В.И. Ленин называл Л.Н. Толстого зеркалом русской революции!). И теперь руководители «новой» России, разгребая обломки былого величия, пытаются воссоздать страну, что приходится делать в условиях объективно враждебного окружения, которому сильная и богатая Россия не нужна. Отсюда и западная тоска по идеям Л.Н. Толстого, но не для себя, а для нас с вами.

   Богдан С. Петров


   Источник: http://shkolazhizni.ru/