Картина «Спасов день на Севере» И.М.Прянишникова

Прянишников И.М.

Спасов день на Севере. 1887

Холст, масло. 130 х 215

Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ

Приобр. П.М.Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставки.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. 564

 

   Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) - один из талантливых русских художников второй половины XIX столетия. Он был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, которое организовывало выставки не только в Петербурге и Москве, но во многих провинциальных городах России, тем самым, демонстрируя  и пропагандируя современное отечественное искусство. Более 20 лет Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, считая главным достоинством живописца умение «одухотворить факт» современной жизни.

   Творческий диапазон Прянишникова был достаточно широк. Художник работал в жанре портрета, пейзажа, исполнял картины на военно-исторические темы, выступал в роли иллюстратора. С молодых лет он занимался церковными росписями, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве в 1870-е гг. Но главный интерес на протяжении 40-летней художественной деятельности был сосредоточен в области бытового жанра.

   В 1880-е гг. Прянишников много путешествовал по Северу России, мало изученному в то время краю. Многие художники ценили в нем не только величественную красоту природы, но в особенности патриархальность бытового уклада, верность старине и традиции. В эти годы активизируются исторические, археологические, этнографические, филологические исследования с целью воссоздания подлинности русского народного характера, обычаев, нравов и образа жизни. Свойственная художественной культуре и искусству в 1880-е гг. увлеченность поиском национального своеобразия русской деревни оказалась тесно связана с религиозной, церковно-обрядовой и патриархальной стороной народной жизни, которая по-своему преломилось в творчестве Прянишникова.

   Именно с русского Севера художник привозит замыслы многих своих жанровых произведений. В 1880-1890-е гг. в его искусстве возникают полотна большого размера. Низкий горизонт открывал возможности широкого показа многолюдной народной массы на фоне суровой, даже летом, природы. Художник стремился объединить в общем действии праздников различные типы и характеры русской деревни. Среди произведений этого времени особое место занимает «Спасов день на Севере».

   Земледельческие праздники испокон веков составляли важную часть жизни крестьян у всех народов. Они в первую очередь основаны на религиозных верованиях и национальных обычаях. До утверждения христианства на Руси довольно сильной была языческо-славянская традиция, связанная с природным годовым циклом сельских работ. Постепенно эта старинная традиция трансформировалась. Покровителями земледельческих работ стали святые Православной Церкви, а годовой календарь оказался привязан к церковному литургическому календарю.

   Для церковно-православной жизни чрезвычайно важен литургический год. В центре него находится Пасха – праздник праздников. Среди православных праздников главными почитаются двенадцать праздников (Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и тд.), есть  также праздники великие (день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы) и множество других торжественных праздников.

   По церковному уставу Спасов день – праздник Господний – отмечался 1 августа по старому стилю. Это первый день осени и начало осеннего поста (по старому стилю). С этого дня начинался первый торжественный посев. Этот день также называли Первым или Медовым Спасом, потому что с 1 августа можно было вкушать мед, который прежде в этот день освящался в церкви. Особой торжественностью Первый Спас не выделялся в отличие от Второго Спаса или Праздника Преображения Господня, который относили к главным двунадесятым православным праздникам. Этот праздник называли еще и Яблочным Спасом. До него по правилам запрещалось вкушать яблоки. Именно в яблоках до Второго Спаса видели соблазн, им придавали смысл библейского плода познания Добра и Зла, и почитали грехом, если кто ел яблоки до 6 августа по старому стилю. На Яблочный Спас в церквях освящали разные плоды и яблоки, и груши, и виноград, которые приносили в корзинах.

   1 августа в церквях праздновали Происхождение честного и животворящего Креста – праздник, установленный в XII веке Константинопольским Патриархом в Византии и митрополитом Киевским на Руси. В воспоминание крестной силы, вооружившись которой и византийские, и русские воины победили язычников, установили в первый день августа износить священнику из алтаря честный Крест, полагать его среди церкви для поклонения, кроме того, повелели совершать в этот день освящение воды. Честной Крест торжественно вместе со святыми иконами выносился из алтаря крестным ходом на реки, источники и колодцы. В северных губерниях после Водосвятия купали детей, причем снятые с младенцев рубашки оставляли в воде и надевали новые. Также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.

   На картине И.М.Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.

   На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах. 

   Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка»

 

Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ

кандидат искусствоведения

 

Картины Иллариона Михайловича Прянишникова