Грядущая победа белой идеи

   Когда говорят «Белая армия», «Белое дело», «Белое движение», то имеют в виду антибольшевистские военные образования и правительства, действовавшие и созданные на территории большей части бывшей Российской империи в 1918-1921 гг. и провозглашавшие свою преемственность по отношению к традициям российской армии и российской государственности.

   Однако на самом деле эти силы, во-первых, были очень разными по своей идеологической составляющей, а во-вторых, себя «белыми» не называли и не считали. Бытует мнение, что слово «белогвардейцы» придумал Троцкий, а потом это выражение прочно вошло в историю. Но это не совсем так.

   Впервые понятие «Белая армия» появляется во Франции во времена революции 1789 г. Под таким названием поднялись на борьбу с якобинским террором французские крестьяне, возглавляемые аристократами-роялистами. Восставшие ставили своей целью восстановление монархии. Их знаменем было белое полотнище с надписью «Бог и Король».

   В России слово «белогвардеец», «белый» впервые появляется тоже во время революции, но революции не 1917-го, а 1905-1907 гг. Всем известно о существовании Чёрной Сотни, но почти никто не знает, что в это же время существовала Белая гвардия, монархическая боевая организация, входившая в состав Союза Русского Народа. Белая гвардия успешно противостояла террору революционеров в Одессе. Члены Белой гвардии, соответственно, назывались белогвардейцами. Таким образом, мы видим, что понятия «Белая армия» и «Белая гвардия» были почти всегда связаны с монархическим сопротивлением народа республиканским и антихристианским силам. Понятие Белой армии прочно увязывалось с понятием Белый Царь.

   В условиях гражданской войны в России, насколько известно, было всего два случая, когда антибольшевистские силы называли себя «белыми». В первый раз это было 27 октября 1917 г. в Москве. Восставшие юнкера, среди которых было много монархистов, выступили против большевистского переворота под общим названием «Белая гвардия». Второй раз, неофициально, название «белые» появляется в Северо-Западной армии генерала Н.Н.Юденича. Никакие другие антибольшевистские силы себя белыми не называли. Они себя называли «добровольцами», «корниловцами», «дроздовцами», «марковцами». Только в эмиграции участники антибольшевистской борьбы стали называть себя «белыми», чтобы отделить себя от «красных», «махновцев», «самостийников», «зелёных». Тем не менее, уже в ходе гражданской войны вся большевистская пропаганда называла своих врагов белогвардейцами. Инициатором введения термина «белые» был Лев Троцкий. Цель, которую он при этом преследовал, была закрепить за врагами советской власти образ «белогвардейцев», то есть монархистов, выступающих за восстановление «старого порядка». Таким образом, произошла изощрённая подмена понятий: антибольшевистские режимы Колчака, Деникина, Врангеля стали восприниматься как режимы монархические, но они таковыми никогда не были.

   Руководство антибольшевистскими формированиями вышло родом из февраля 1917 г. из пятерых главных организаторов и вождей «белого дела» (Алексеева, Корнилова, Колчака, Деникина и Врангеля), только последний не был причастен к заговору против Императора Николая II. Остальные в той или иной степени либо были в числе непосредственных организаторов переворота, либо были осведомлены о нём и сочувствовали ему.    Идеологической сутью возглавляемых ими режимов оставался «феврализм» с его непредрешенчеством и чуждыми русской цивилизации западными представлениями о развитии государства и нации. По своей сути они были не Белым движением, а антибольшевистским. При этом надо помнить, что некоторые вожди антибольшевистского движения, как, впрочем, и те бывшие генералы императорской армии, которые оказались на стороне большевиков, были тесно связаны с тайными иностранными структурами. Характер этих связей до сих пор не совсем ясен, но само их наличие не вызывает сомнений.

   Тем не менее, на борьбу с большевизмом поднялось множество русских людей, офицеров, юнкеров, кадетов, гимназистов. Они были объединены одним желанием: освободить Родину от её поработителей – большевиков. По мнению Л.П.Решетникова: «В армиях Алексеева, Колчака, Деникина, Юденича, конечно, были люди, не принявшие Февральский переворот, видевшие спасение России в возвращении к её истокам. Они являлись подлинными героями Белой борьбы. Но их идеи не находили понимания у большинства вождей антибольшевистской коалиции». В результате, по словам генерала М.К.Дитерихса: «Единственной существовавшей идеей, владевшей, пожалуй, всеми и объединявшей нас против советской власти, являлась одна маленькая не святая идейка: это жалкая идейка мести, ненависти к большевикам. Но такая отрицательная идейка не могла создавать прочного и национального братского или государственного объединения, ибо сама по себе носила в себе как отрицательная элементы разрушения».

   Идеология Белого движения была изначальна ущербной и неясной, она не могла противостоять действенной и простой идеологии большевиков. Большинство простого русского народа воспринимало борьбу с большевизмом только как борьбу царского войска с безбожным войском. Между тем перед монархией «белые» вожди испытывали прямо-таки патологический страх. Известны случаи, когда генерал Деникин запрещал исполнение «Боже, Царя храни!», за исполнение старого русского гимна офицеров ВСЮР сажали на гауптвахту. По воспоминаниям В.В.Шульгина, контрразведка Деникина вела настоящее преследование монархистов-офицеров. Руководители Белого движения постоянно находились в плену различных леворадикальных группировок. Колчак и Деникин отлично понимали всю опасность последних, но во имя захвата власти готовы были идти на сговор с кем угодно.

   К концу 1921 г. всем стало ясно, что «белые» проиграли битву за Россию. Гражданскую войну выиграли «красные». Но они выиграли её не потому, что были сильны, а потому что «белые» были слабы. Они выиграли не потому, что большевистская идеология была верной, а потому, что идеология Белого движения была неверной. Лучшие русские люди из самых разных слоёв общества поверили «белому» делу. Сотни тысяч из них пали в борьбе с большевизмом во имя того, чтобы «красный» проект никогда не восторжествовал в России. Не они, а руководство Белого движения несёт ответственность за то, что смертельная схватка с большевизмом обернулась роковым поражением. По мере того как «белая» борьба терпела неудачу, всё большее количество её участников начинали задумываться о причинах этой неудачи. И всё большее число мыслящих людей, русских патриотов, начинали понимать, что они воевали не за те ценности. Ожесточённые гражданской войной солдаты, офицеры и генералы, кто не был заражён либерализмом или «вождизмом», кто искренне хотел свержения большевизма, начинали понимать, что только Православие может быть настоящей Белой идеологией и только Царь может быть настоящим Белым вождём. Это понимание произошедшего очень хорошо выразил в начале 20-х годов один русский офицер, участник Белого движения: «На нас на всех лежит ответ за кровь Государя и за гибель нашей земли. Одни, в безумии своём, восстали на власть, создавшую Россию; другие, по нерадению и малодушию, не сумели этот мятеж подавить; третьи, по невежеству своему, равнодушно взирали на крушение вековых устоев нашей Державы. И все, и каждый из нас виновны в том, что не сумели сохранить и уберечь Царя своего. И Бог карает за это русский народ. С падением Престола, со смертью Царя всего лишилась Россия. Величие и славу, святыни и богатства… Всё… Всё… и даже своё имя она потеряла… Всё потеряла и сама отлетела, как сон… И там, на далёком Севере, где в безымянной, неотпетой могиле покоится прах её последнего Государя, там же легла и сокрылась Россия. И будет лежать там дотоле, доколе не склонит перед этой могилой колени весь Русский Народ и не оросит её живой водой своего покаяния. И встанет тогда из Царской могилы Россия, и грозно будет её пробуждение…»

   В 1922 г. на самом закате ложной «белой» идеи поднялся образ Белой Идеи истинной. 23 июля во Владивостоке собрался Приамурский Земский Собор. Почётным председателем Собора заочно был единодушно избран Святейший Патриарх Тихон. Фактическим же председателем и организатором Собора был генерал Михаил Константинович Дитерихс. В обращении к Патриарху в грамоте Земского Собора говорилось: «Земля Дальнего Русского Края объединяется вокруг Вас как своего Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя. Да восстановится Святая Русь в её прежнем величии и славе!»

   В конце работы Земского Собора генерал М.К.Дитерихс, один из благороднейших русских военных вождей, произнёс слова, которые так точно объясняют, почему проиграли «белые»: «Я верю, что Россия вернётся к России Христа, России Помазанника Божьего. Мы были недостойны этой милости Всевышнего Творца».

 

   Пётр Валентинович МУЛЬТАТУЛИ


   Источник: http://www.russdom.ru/frontpage