Грешно ли смеяться?

Иерей Алексий Малюков

     Как можно представить нормального, здорового ребенка без смеха? Заразительный смех ребенка умиляет, и смеющиеся дети похожи на солнце, которое и греет, и помогает всему расти. И если ребенок печален долгое время, это может быть причиной серьезной болезни.

     Мне однажды пришлось видеть таких детей в больнице «Охматдет». Когда-то давно, когда я еще не был священником, мы с друзьями пришли в отделение, где лежат маленькие пациенты, у которых нет почек. Когда мы спросили, чем они любят заниматься, они ответили, что им нравится лежать и смотреть на центрифугу, которая очищает кровь. И когда мы им показывали представление, дурачились, кривлялись, и от этого дети смеялись – за дверью их родители плакали, потому что давно не слышали их смеха.

     Но не только ребенку нужен смех. Хорошая шутка, вызвав смех, может поднять всякому унывающему человеку настроение.

     Способность смеяться вложена в нас Богом. Говорят, что понимать шутки и уметь посмеяться над собой – это настолько сложно, что никогда это не будет подвластно ни одной машине. И искренний, добрый юмор делает человека человеком.

     В юморе есть большая сила. Суворов шутками подбадривал солдат перед битвой. В книге Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Остап с товарищами, пойманными поляками, и преданными казни через посажение на кол, говорит: «Хлопці, смійтесь з ляхів» – и начинается жуткий смех сквозь смерть. Поляки, поджав хвосты, бежали, не выдержав силы козацкого духа. Так смеялись и многие мученики над безсилием мучителей-идолопоклонников.

     Смех может быть лекарством, но, конечно, может и вредить человеку. Душегубительно, когда человек смеется постоянно над всем, зло или бездумно высмеивает что-то или кого-то, причиняя людям боль или неудобства. Святые отцы говорят, что это все признак необученности, несдержанности, отсутствия страха Божьего.

     Когда смотришь на сегодняшнее море кинокомедий, стендап-шоу, КВН, то думаешь – не развернет ли этот излишний юмор нашу лодку от Бога? Не превратит он нас в насмешников, хамов и балагуров?

     Грех смехотворства может прикрывать многие болезни души. Иоанн Лествичник говорит: «Безвременный смех... иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею)».

     Блудник прикрывается смешками, не желая показать свое истинное лицо, да и вообще теме блуда посвящена львиная доля всех шуток. Посмеяться над сокровенным – это хамов грех. Обнажить то, за чем стоит тайна брака, рождения детей – в этом нет ни красоты, ни достоинства.

     Аристотель высказывал интересную мысль, что «остроумие – это отшлифованное высокомерие». Насмешки над слабыми, высмеивание чистоты, религиозности, буллинг как шакалья травля многими одного – это все серьезные грехи. Есть еще смех над чужим грехом, который, согласно Писанию, есть признак глупости (Прит. 14:9). Таким смехом человек прикрывает свое ничтожество. Христос таких предупреждает: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25).

     Иоанн Златоуст говорил: «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен... Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась». Смех как проявление радости нужен именно для облегчения, а не для расслабления. Ведь человеческая жизнь трудна и сурова, а моменты радости скоротечны.

     Да, Христос не смеялся. Но я уверен, что Он радовался многим вещам. Когда встречал большую, искреннюю веру, когда видел маленькие пробивающиеся ростки веры в будущих апостолах. Так нужно поступать и нам: искренне радоваться радости другого, и знать, что «серьезное разрушается смехом, смех – серьезным». Иметь во всем меру, не смеяться до дрожи в теле, но одарять этот мир улыбкой, от которой подымается настроение и хочется жить.


     Источник: https://spzh.news/ru