Готовящимся ко Святому Причащению

 

О  прощении, посте, покаянии  и  Святом  Причащении

О  прощении

   « Если  вы  будете  прощать  людям  согрешения  их,  то  простит  и  вам  Отец  ваш  Небесный,  а  если  не  будете  прощать  людям  согрешения  их,  то  и  Отец  ваш  не  простит  вам  согрешений  ваших »  (Евангелие  от  Матфея,  глава 6, стихи  14-15).

   Нет  такого  греха,  который  превысил  бы  милосердие  Божие. Безгранично  любящий  нас  Господь, ждёт  только  искреннего  покаяния,  искреннего  стремления  исправиться,  стать  лучше, чище  и  в  таком  случае,  человек  получает  прощение. И  уж  если  Сам  Бог  прощает  кающегося  грешника,  то  какое  право  имеем   мы  живущие  на  этой  земле  по  Его  воле  и  милости,  не  прощать  наших  ближних?! У  каждого  из  нас  есть  недостатки,  по  природе  своей  человек  подвержен  греху,  но  никто  не  в  праве  «втаптывать за  это  в  грязь» своего  ближнего. Мы  должны  осуждать  сам  грех,  но  не  человека. Святой  апостол  Павел  сказал: «Друг  друга  тяготы  носите,  и  тако   исполните  закон  Христов». «Этими  словами   Святая  Церковь  призывает  нас  к  истинной,  совершенной  любви.  Сия  любовь  выражается  в  том,  чтобы  мы  взаимно  и  снисходительно  участвовали  в  несении  тягостей,  т.е.  недостатков  наших  ближних. Объясняя  эти  апостольские  слова,  блаженный  Августин  говорит,  что  ничто  не  делает  нас  так  высокими  в  очах  Божиих,  как  наше  снисходительное  отношение  к  недостаткам  ближних» Архиепископ Серафим (Соболев).

   «Все   мы  живём  в  обществе,  вместе  трудимся  и  вместе  совершаем  наш  жизненный  путь. У  каждого  из  нас  по-своему  строятся  отношения  с  людьми. О  ином  ближнем  мы  думаем: до  чего  же  тяжел  для  меня  этот  человек,  случайно  (а  на  самом  деле  Промыслом  Божиим)  поставленный  со  мною  бок  о  бок.  А  кто-то  точно  так же  думает  о  нас. Но  как  бы  то  ни  было,  мы  идём  все  вместе,  и  мы  обязаны  идти  вместе. Мы  обязаны  понимать  друг  друга  и  помогать  друг  другу,  ибо,  только  нося  тяготы  друг  друга,  можно   исполнить  закон  Христов. 

   Почему  же  надо  прощать  своих  ближних?  Прощать  грехи  ближних  -  это  закон  Евангелия,  это  веление  Самого  Господа.  Хотите  быть  прощёнными  -  прощайте;  хотите  быть  любимыми  -  любите;  хотите  быть  необиженными  -   не  обижайте.  В   чём  же  надо  прощать  наших  ближних? Во  всём,  что  опытно  понимаем  и  чувствуем  на  себе,  что  нас  оскорбляет  и  причиняет  боль. Всё  это  необходимо  прощать.  Только  во  взаимном  смирении,  понимании  и  всепрощении  возможно  для  человека  обрести  душевный  мир  и  вступить  на  путь  покаяния,  приближаясь  к  Богу» Митрополит Владимир (Сабодан).

О  посте

   По  Церковному  уставу  пост  проводится  верующими  людьми  в  воздержании  не  только  от  скоромной  пищи  и  пития, но  и  в  воздержании  языка  и  всего  того, что  вносит  смятение  в  душу  и  суету  в  жизнь. Воздерживаться  прежде  всего  необходимо от  исходящих  из  уст: лжи, проклятий, осуждения, от  ссор  и  сплетен. И  тогда  сердце  наше  будет  постепенно  становиться  все  более  чистым, и  из  пристанища  бесов  преобразится  в  храм  Святого  Духа.

   Пост  не  только  и  не  столько  состоит  в  том, что  мы  воздерживаемся  от  каких-то  видов  пищи. Воздержание  в  пище  лишь  средство  для  усиления  внимания, ибо  если  человек  перенасыщен  едой, то  ему  уже  не  до  мыслей  о  духовном. А  усиленное  внимание  нам  нужно, чтобы  яснее  познать  какие  мы  есть  (как  сильно погрязли  в  своих  грехах)  и  какими  должны  быть, а  познав  -   измениться. Это  изменение  и  называется  в  Церкви  покаянием.

   Покаяние  -  искреннее  намерение  человека  (осознавшего  свои  грехи) исправиться  и  исправить  свою  жизнь. И  если  мы  не  видим  своих  грехов  или  считаем  их  мелкими  и  незначительными, то  страшно  заблуждаемся, ибо  грех  -  это  зло, а  зло  не  может  быть  мелким. Раз  содеянный  грех, если  он  остался  нераскаянным, то  становится  все  более  крепкой  привычкой, начинает  укореняться  в  душе  грешника  и  неизбежно, подобно  болотной  трясине  затягивает, влечет  за  собою  все  новые  и  новые  грехи. Они  овладевают  волей  человека, его  чувствами, помыслами, держат  в  своей  власти. И  постепенно, такой  человек  становится  слугой  дьявола, ибо  дьявол  есть  отец  всякого  греха  и  лжи. 

   Но  по  милости  Божией, у  нас еще  есть  время! Время  для  покаяния  и  исправления, ибо  долготерпеливый  и  многомилостивый  Господь, не  желает  смерти  грешника. И  пока  мы  еще  живы  (а  после  смерти  у  нас  не  будет  возможности  что-либо  изменить),  не  стоит  тешить  себя  мыслью  о  беспечном  существовании  и  о  том, что  успеем  покаяться  перед  земной  кончиной. Господь  может  призвать  нас  в  любой  момент. Необходимо  как  можно  скорее, а  пост  особенно  дает  такую  возможность, принести  Богу  плоды  нашего  исправления, которыми  являются  искреннее  покаяние  о  грехах  и  добрая  христианская  жизнь.

О  покаянии

   Исповедь (покаяние). Само  название  указывает  на  то, что  в  этом  таинстве  вскрывается  что-то  личное, тайное, чего  человек  в  обычное  время  предпочитает  не  касаться. Наверное  поэтому  так  силен  страх  перед  исповедью  у  тех, кто  еще  ни  разу  к  ней  не  приступал. Напрасный  страх! Исповедь  -  не  насильственное  “выковыривание”  грехов  из  совести, не  допрос  и, тем более, не  вынесение  “обвинительного”  приговора  согрешившему. Исповедь -  это  великое  таинство  примирения  Бога  и  человека; это  -  сладость  прощения  греха.

   Мы  все  много  грешим  перед  Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, осуждение, раздражительность, гнев  -  постоянные  спутники  нашей  жизни. На  совести  почти  каждого  из  нас  лежат  и  более  тяжкие  преступления: детоубийства  (аборты), супружеские  измены, обращение  к  колдунам  и  экстрасенсам, спаивание  ближних, воровство, вражда, месть  и  многое  другое, делающее  нас  повинными  гневу  Божию. При  этом  следует  помнить, что  грех  -  это  не  факт  в  биографии, который  можно  легкомысленно  забыть. Грех  -  это  “черная  печать”, до  конца  дней  пребывающая  на  совести  и  не  смываемая  ничем, кроме  таинства  покаяния.

   Приходя  на  исповедь, мы  каемся  не  перед  священником. Священник, будучи  человеком, сам  подвержен  греху, он  только  свидетель, посредник  в  таинстве, а  истинным  Тайносовершителем  является  Господь  Бог.

   Искреннее  покаяние  о  совершенных  грехах  несет  христианину  не  только  их  прощение, но  и  полноту  духовного здоровья. И  чтобы  не  подвела  нас  наша  память  в  этом  важном  деле, необходимо  записывать  наши  грехи. Этой  же  запиской  можно  пользоваться  на  исповеди. Есть  одно  вспомогательное  средство, ведущее  нас  к  познанию  своих  грехов  -  вспоминать, в  чем  обычно  обвиняют  нас  окружающие. Часто, их  обвинения, укоры, нападки  имеют  основания.

   Необходимо  еще  перед  исповедью  просить  прощения  у  всех,  перед  кем  виноваты, и  приступать  к  таинству  с  неотягощенной  совестью.

   Очень  трудно, исповедуясь, избегнуть  соблазна  самооправдания, ссылок  на  других  людей, введших  нас  в  грех. Все  это  признаки  самолюбия, отсутствия  глубокого  покаяния.

   Некоторые  кающиеся  в  серьезных  грехах, иногда  опасаются, что  священник  будет  с  неприязнью  к  ним  относиться, узнав  их  грехи. Но  это  не  так. Когда  человек  чистосердечно  исповедуется, то  у  священника  невольно  возникает  в  сердце  чувство  отрады  и  утешения, а  вместе  с  тем  и  чувство  уважения  к  кающемуся.

Исповедание  грехов

   Исповедую  Тебе, Господу   Богу  моему  и  Творцу  во  Святей  Троице  Единому, славимому  и  покланяемому  Отцу  и  Сыну  и  Святому  Духу  вся  моя  грехи: 

   Согрешил(а), Господи, гордостью, неверием, маловерием, сомнением  в  вопросах  веры, нечувствительностью к милости  Твоей, забвением  заповедей  Твоих, неблагодарностью  Тебе  Богу, хулою  на  Тебя, на  святых, на  святыню,  равнодушием  к  истине, увлечением  неправославными  верованиями, отречением  от  Тебя, Господи, ропотом  на  Тебя, божбою, принуждением  ближнего  к  божбе  и  клятве, произнесением  имени  Твоего  без  благоговения, в  пустых  разговорах  и  шутках, неблагоговением  к  святыне, кощунством, призыванием  имени  Твоего  всуе, в  худых  делах, желаниях:

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, нехождением  в  храм  Божий  по  лености  и  по  нерадению, опозданием  на  богослужение, рассеянностью  и  невнимательностью  во  время  богослужения,  разговорами  и  шутками  в  храме, выхождением  из  храма  во  время  службы, оставлением  утренних  и  вечерних  молитв, леностью  в  молитве, рассеянностью  в  молитве, оставлением  чтения  святого  Евангелия, Псалтири  и  других  божественных  книг, не  почитанием  праздников, постов  и  постных  дней, проведением  их  недостойно, небрежным  и  неблагоговейным  изображением  на  себе  крестнаго  знамения:

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, осуждением  лиц  священного  сана, невниманием  к  внушениям  совести, неисповеданием  грехов  по  нерадению  или  ложному  стыду, утаиванием  грехов  на  исповеди, самооправданием  в  них  и  умалением  их  тяжести,  упрямством, духовной  расслабленностью: 

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, привязанностью  к  деньгам  и  предметам  роскоши, жаждой  удовольствий, самонадеянностью, тщеславием, унынием, отчаянием, ленью, напрасной  тратой времени, пренебрежением  нуждами  семьи, пренебрежением  делом  христианского  воспитания  детей, чревоугодием, объядением, курением, пьянством, употреблением  наркотиков, увлечением  азартными  играми, увлечением  своей  карьерой, расточительностью, лицемерием, пустословием, лукавством, лестью, самооправданием, суеверием, колдовством, гаданием, спиритизмом, астрологией:         

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, непочитанием  родителей  и  старших, осуждением ближнего, неимением  любви  к  ближнему, ревностью, завистью, резкостью  в  словах, нетерпеливостью, язвительными  замечаниями, дерзостью, насмешками, обидчивостью, непрощением  обид, несострадательностью, немилосердием, человекоугодием, придирчивостью, оскорблением, проклятиями, желанием  зла  ближнему, непримиримостью, ропотом, нарушением  обещаний, презрением  к  ближнему, скверными  словами, разглашением  грехов  и  слабостей  ближнего, злорадством, злопамятством, раздражительностью, распространением  порочащих  слухов, ложью, клеветой, доносами:         

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, склонением  ближнего  ко  греху, отказом  в  помощи  нуждающемуся, жадностью, корыстью, жестокостью, присвоением  чужого, воровством, взяточничеством, проявлением  гнева  и  злобы, грубостью, местью, причинением  вреда  ближнему:

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, просмотром  непристойных  фильмов  и  журналов, взглядом  на  ближнего  с  вожделением, неприличными  шутками  и  разговорами, слушанием  неприличных  рассказов, допущением  блудных  помыслов, услаждением  блудными  помыслами, страстным  влечением  к  людям, соблазнительным  поведением, блудом, прелюбодеянием, половыми  извращениями, абортами:    

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

   Согрешил(а), Господи, приступая  ко  Святому  Причащению  без  должного  приготовления, без  сокрушения  о  грехах, благоговения, и  страха  Божия:

Каюсь  Господи, помилуй  и  прости!

 

   Не перечисленные  здесь  грехи  надо  сказать  особо. Грехи, исповеданные  и  разрешенные  ранее, повторять  на  исповеди  не  следует, ибо  они  уже  прощены, но  если  мы  их  снова  повторяем, то  снова  в  них  нужно  каяться. Говоря  о  грехах, не  следует  называть  лиц, соучастников  греха. Таковые  должны  сами  раскаяться  за  себя.

 

О  Святом  Причащении

   Таинство Причащения, или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение, но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

   Таинством  называется  такое  священное  действие, через  которое  тайно, невидимым  образом  подается  человеку  благодать  Святого  Духа.

   Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Этими  словами  Господь  указал  на  совершенную  необходимость  для  христиан  приступать  к  таинству  Причащения. Как  учит  Святая  Церковь, человек, принимая  Святые  Тело  и  Кровь  Христовы (под  видом  Хлеба  и  Вина), таинственно  соединяется  со  Христом, ибо  в  каждой  частице  содержится  весь  Христос.

   И  дабы  мы  не  сомневались  в  величии  СВЯТЫНИ,  Господь  на  протяжении  многовековой  истории  христианства  неоднократно  являл  чудо  для  вразумления: Святое  Причастие  обретало  вид  мяса  и  крови.

   Не причащающийся Святых Тайн отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству Причащения, по слову Господа «пребывают в Нем».

   Таинство Причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

   Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

   Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к Святой Чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Святые Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник.

   Неизмеримо  значение  таинства  Причащения, постижение  которого  превосходит  возможности  нашего  человеческого  разума.

   По  обычаю  Церкви, таинства  Покаяния  и  Причащения  следуют  непосредственно  одно  за  другим, и  при  этом  необходимо  осознавать, что  даже  при  глубочайшем  покаянии, мы  недостойны  принимать  Святое  Причастие. Святой  праведный  отец  Алексий  Мечев  говорил: “Вы  думаете, что  на  земле  есть  хотя  бы  один  человек, достойный  причащения  Святых  Тайн?  Никто  этого  недостоин, а  если  мы  все-таки  причащаемся, то  лишь  по  особому  милосердию  Божию”.

   Приготовление  к  таинству  Причащения  продолжается  несколько  дней, в  церковной  практике  это  называется  говением. Телу  предписывается  воздержание, т.е. телесная  чистота  и  ограничение  в  пище  (пост). В  дни  поста  исключается  пища  животного  происхождения. Постная  пища  употребляется  в  умеренном  количестве. Ум  не  должен  рассеиваться  по  житейским  мелочам  и  развлекаться. Необходимо  более  прилежно  выполнять  домашнее  молитвенное  правило: вычитывать  все  утренние  и  вечерние  молитвы. Накануне  причащения, прочитать  канон  покаянный, каноны: Богородице, Ангелу  Хранителю, ко  Св. Причащению. После  полуночи  уже  не  едят  и  не  пьют, ибо  принято  приступать  к  таинству  натощак. Утром  прочитываются  утренние  молитвы  и  все  последование  ко  Св. Причащению, кроме  канона, прочитанного  с  вечера. Надо  обязательно  почистить  зубы, дабы  не  оскорбить  некоторым  образом  СВЯТЫНЮ.  Перед  причащением  необходима  исповедь.

   Некоторым  христианам, еще  не  приобретшим  молитвенных  навыков или  имеющим  телесные  недуги, указанное  приготовление  может  оказаться  непосильным. Поэтому  Церковь  предоставляет  решать  вопрос  о  частоте  причащения  и  подготовке  к  Нему, священникам. Именно  с  ними  надо  согласовывать  свое  приготовление  к  таинству.

   Очень  важно  перед  причащением  простить  всех, кто  нас  обидел, и  самим  испросить  прощения  у  обиженных  нами. В  состоянии  злобы  или  вражды, причащаться  ни  в  коем  случае  нельзя.


Источники: Проповеди  святителя  Луки  Крымского, митрополита  Владимира (Сабодана),

                  священника  Константина  Островского;

                  “Правило  ко  Святому  Причащению”, издательства “Сатисъ”;

                  Священник Павел Гумеров, pravoslavie.ru