Давайте поиграем!

   “Мыслей у детей не меньше,  и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Потому так трудно нам найти с ними общий язык”.  Януш Корчак.

   Проблема “отцов и детей” существовала во все времена. Ещё Сократ (470 – 399г.г. до н.э.) сетовал на то, что дети спорят с родителями, глотают еду и изводят учителей. Но времена проходили, дети подрастали, и, также не понимали свою подрастающую смену.

   Как же научиться понимать ребёнка? Способов, наверное, много, но хочется поговорить о языке игры и сказки. Это всегда близко,  понятно и полезно детям. Ведь игра помогает работать воображению, ну, а человек с воображением всегда более расположен к людям. Играть можно и читая сказки. Именно читая, а,  не просматривая их на кассете.

   Например, известный детский врач Бруно Беттельгейм, лечил детей сказками.  Он сам, прошедший концлагерь, не потерял веру в их чудодейственную помощь, работая с детьми, перенесшими психологические травмы. Во-первых, отношение к той или иной сказке помогает увидеть внутреннюю проблему ребёнка, а во-вторых, если какая-то проблема и существует, работая над сказкой, ребёнок залечивает свои душевные раны.  

   У нашего земляка,  писателя и врача Викентия Викентьевича Вересаева есть интересные описания такой “работы со сказками”. Дядя Витя (так называли его дети) сам их прекрасно сочинял. Героями их были животные, обыкновенные стулья или домашние тапочки, которые ночью оживали и путешествовали. Некоторое время в доме Вересаева гостил его маленький племянник - Волька. Был он мальчиком “не тихим”. Сказки очень любил, но больше “без морали”.

“Однажды утром ко мне входит в кабинет жена, ведёт за руку  упирающего Волю и взволнованно говорит:

- Вот, дядя Витя, послушай-ка! У Воли есть хорошая новая синенькая шубка, старая ему теперь совсем не нужна.  Пришла к нам бедная, больная прачка Марья Ивановна, с мальчиком Васей. У Васи совсем нет никакой шубки. Одет в какую-то рваную кофту, руки синие, весь дрожит. Я ему хотела отдать старую Волину шубку, а Воля разревелся, топает ногами, кричит:  “Нельзя отдавать шубку, она моя!”

   После  такой сцены, малыш три дня подряд слушал сказку про маленького мальчика Вольку и его шубку, и каждый день с разными окончаниями. В сказке он заблудился, потом попал в руки грабителя, замёрз. Волька по настоящему плакал, слушая историю про себя. Но добрые люди в сказке всё-таки находятся и приходят ему на помощь.  В результате, он свою шубку отдал, но уже без слёз. Как сказали бы психологи, - произошла коррекция поведения.

   Каждый из нас, конечно же, лучше всех знает своего ребёнка, и сказку выберет лично для него. В зависимости от его возбудимости и впечатлительности. С ребёнком надо играть, ориентируясь на его настроение. Если вы заметите, что он чересчур разволновался, поскорее предложите счастливую развязку. Старайтесь рассказывать о приключениях, а не о злоключениях.

   В общении, например, с другим маленьким мальчиком, Юрой, у Викентия Викентьевича было всё по- другому. В силу ряда причин, этого ребёнка просто необходимо было охранять от ранящих впечатлений. Потому и сказки были другими.

“…мама поехала с Юрой за город на автомобиле. Вдруг (страшным голосом) – на дороге большой слон! 

Юра поспешно:

- Он хороший!

- Стоит, машет хоботом. Машина дальше не может ехать, остановилась…

Юра настойчиво:

- Он не сердитый!

Мне непонятно: для меня в детстве, - чем страшнее, тем интереснее. Но невольно подчиняюсь.

- Слон говорит: “Не бойтесь меня, а вот я вижу, у вас в машине свободное место. Покатайте моего слонёнка.

Юра радостно кричит:

- Покатаем! Садись!

- Поехала дальше машина со слонёнком. Вдруг – трррррр!!. Машина свалилась в яму…

- И никого не ушибла!

- Ну, да… Не ушибла. А только яма глубокая. Никак не могут вылезти. Вдруг видят, сверху заяц смотрит…

Юра торжествует:

- И зайчик нас вытащил!

- Юра, подумай: зайчик маленький. Как он может вытащить?

- Ну что жа?

Приходиться устроить так, что зайчик сообщает о беде слону, папа-слон и мама-слониха прибегают и всех вытаскивают из ямы. И теперь у нас с Юрой выработалась точная, хотя и не формулированная  в   словах   договорённость:  в   сказке   всё    гармонично, светло, участники   –   хорошие  и  не  сердитые   и   конец   совершенно благополучный”.

   Впечатлительным детям психологи советуют не читать перед сном волшебные сказки, где фигурируют великаны, злодеи, людоеды.   “Конечно, неумно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо страшные сказки” – писал ещё в 1876 году русский педагог В. Силовский. Этот мудрый совет был дан более 100 лет назад, когда дети еще не получали столько негативной информации, исходящей, например сегодня из СМИ.

  Хочется лишь предостеречь взрослых от “ложных сказок”.

“Взрослые имеют мало ... жалости (к русым головкам)”, - сокрушался  наш земляк и писатель, - “На серьёзные вопросы ребёнка, потешаясь, дают дурацкие ответы, лгут для временных целей.

- Мама, пойдём в зоопарк.

- Нельзя, детка, дождь идёт.

- А почему в дождь нельзя?

- В дождик птички и звери сердитые.

- Кусаются?

- Да.

Прояснилось. Поехали в зоопарк. Юра бегал по дорожкам, пытался ловить перелетающих с пруда уток. Вдруг остановился, робко прижался к матери.

- Ты что?

- Дождик пошёл.

- Маленький дождик, это ничего.

- Птичка стала кусачая.

- Что ты глупости говоришь!

- А дождик пошёл.

Мать прикусила губу”.

   Да, положение у мамы не завидное. Одна “удобная” маленькая ложь может легко повлечь за собой и другую.

   Как же важно не обмануть доверие ребёнка! В детстве он так многому учится! И не только по сказкам, но и в жизненных ситуациях он усваивает модели поведения, стараясь запомнить, что хорошо, а что плохо. Как ребенок может научиться моделям поведения?  Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. А некоторые ситуации или сюжеты на всю жизнь врезаются в память. Видимо так и произошло в детстве Викентия Викентьевича, когда мама, во время семейных чтений прочла сказку о маленьком незаметном сером воробье, заслужившим большую любовь всех птиц своими добрыми делами. Эта сказка запомнилась на всю жизнь и вошла в “Воспоминания”: - “…когда  чувствовал я себя серым и никому не интересным, у меня вставала мысль: этой возможности, какая была у воробья, никто не сможет отнять у меня”.

   В детстве ребёнок, учась делать добрые дела, по сказкам и в жизни, действительно очень многому учится - и  сопереживанию, и сочувствию, и отзывчивости. А ещё ему просто необходимо о ком-то заботиться, кого-то любить и кому-то  верить.

   Давайте, не обманем их доверия!

 

Ксения Казакова ст. науч. сотрудник дома–музея В.В. Вересаева.

г. Тула