Архимандрит Варсонофий (Подыма): «Не гуд-бай, Америка!»

     С 2009 года, когда я в первый раз прилетел в США, моё внимание привлекли не трансвеститы в женских платьях на острове Ки Вест, а удивительный для славянина феномен: американцы из бездуховного «общества потребления», атеизма, комфортного протестантизма и католицизма переходят в Православие.

      «Почему?» – задавал я вопрос, беседуя с молодыми американцами из семинарии Джорданвилля. Люди ищут и находят ИСТИНУ и ЖИВОГО БОГА.

      Вокруг США расположен «Пояс Богородицы» – 19 православных монастырей, основанных старцем Ефремом Филофейским. В 2015 году Господь сподобил меня не только встретиться с этим живым святым в монастыре св. Антония Великого (пустыня Сонора, штат Аризона), но и с монахами-американцами беседовать.

      Ревность к Православию у американцев, которой иногда и нам, славянам, надо поучиться, я видел не только в Аризоне, а и в других монастырях и приходах от Канады до Мексики, от Вашингтона до Сан-Франциско.

      Например, на приходе св. первомуч. и архид. Стефана (Орландо, штат Флорида), где и священник, и дьякон, и 90 % прихожан – англоязычные американцы, верующие предпочитают стоять на молитве, в отличие, например, от «сидячих» православных греков.

      В свой шестой приезд «на запад солнца» я несколько дней молился в Крестовоздвиженском монастыре РПЦЗ в штате Западная Вирджиния. Монастырь, опять-таки, полностью англоязычный. 100 % братии – американцы, не понимающие русского языка (ну, может, 2-3 слова знают). Службы – только по-английски! (Хотя пару наших «Паки и паки» дьякон вставит.)

      Штат West Virginia, в котором расположен монастырь, назван в честь Елизаветы – королевы Англии и Ирландии (†1603), которая не была замужем (The Virgin Queen, «девственная королева»). Символы штата – чёрный медведь барибал и бабочка-монарх. Девиз – Montani semper liberi! («Горцы всегда свободны!»)

В этот штат мы ехали через всю Восточную Америку из Флориды, но сразу узнали его по живописным горам Аппалачи с густым лесом, горными речками и водопадами. Высота штата больше любого другого региона к востоку от Миссисипи, поэтому зовут его ещё «Горный штат».

      История обители началась в 1986 году, когда иеромонах Каллист (Пазалос) (†1992) основал Крестовоздвиженскую пустынь в Миссури. После его кончины монастырь был принят под духовное окормление Свято-Троицким монастырём Джорданвилля как подворье.

      К 2000 году число братии значительно возросло, и монастырь перебрался в Западную Вирджинию. Особенно процветать обитель стала с 2008 года, когда сюда прибыла икона Пресвятой Богородицы «Порт-Артурская». Подворью был предоставлен статус отдельного монастыря.

      В 2012 году тут вышел первый номер журнала Kairos Quarterli. В 2013 году пострадал от пожара Богородице-Рождественский скит и свечной завод. 1 марта 2016 года на новое монастырское кладбище были перенесены останки основателя монастыря – о. Каллиста из штатa Миссури. В качестве подворья монастыря действует Иоанно-Богословский скит в г. Хираме, штат Огайо.

      Монахи полностью живут по Уставу и принципам восточного православного общежительного монашества. Они пишут иконы, производят благовония по древним афонским рецептам. Из-за обилия молока от монастырских коз монахи начали варить мыло.

      Я вспомнил 1975 год, когда на уроке химии нам предложили сварить мыло. Понюхав гадость, которая у меня получилась, я сказал учительнице: «Лучше за 12 копеек брусок в магазине купить». А здесь мыло пахучее и прекрасное. Натуральное мыло.

      Когда-то с любезным участием первоиерарха РПЦЗ, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Господь сподобил меня погостить у прот. Виктора Потапова – настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне. Вот что батюшка рассказывал об обители в Западной Вирджинии:

       «Крестовоздвиженский монастырь удивляет тем, что все монахи – американцы. Песнопения исполняются тоже по-английски, но знаменным, русским распевом. Монашеские традиции – строго русские... Те же рясы, те же клобуки, те же расписания богослужений».

      Я очень люблю песнопения монахов нашей Киево-Печерской лавры и грузинское православное пение. Самое душевное – нет! – духовное песнопение знаменным распевом (от древнерусского слова «знамя», «знак»; поют не по нотам, а по «крючкам» – нотациям с киноварными «пометами») я слышал в Андрониковом монастыре в Москве и на Крутицком подворье. По красоте, несмотря на английский язык, песнопения в Крестовоздвиженском монастыре не уступают песнопениям на «востоке солнца».

      В этой монашеской обители «оглушающая» тишина. Воистину, тишина – это голос Вечности. Ущелье и лес напоминают Космо-Дамиановский монастырь около Алушты в Крыму, а кресты на кладбище такие, как в Оптиной пустыни (мощи оптинских старцев в Свято-Пантелеимоновом храме имеются). Деревянные срубы напоминают среднюю полосу России и даже север. На трапезе будто нарочито подают борщ и гречневую кашу, но с вкуснейшей рыбой горячего копчения прямо из Аляски.

      Мне было известно, что большинство братии – бывшие католики, но удивился, когда узнал: настоятель архимандрит Серафим (Шидлер) – не просто из католиков. Он бывший член сурового ордена бенедиктинцев. Иигумен Андрей – бывший католический священник.

       «Почему всё-таки вы в Православие перешли?» – на этот вопрос мне наиболее пространно ответил Ричард Бургер. Он живёт в монастыре с женой Кларой и выполняет послушание консультанта по финансовому риску (в США этот труд очень важен).

      Ричард учился в католическом университете в Ватикане (Рим) и высказывал недовольство профессорам по поводу схоластики. Он быстро уловил «активность и хладность ума» у них и «горячее сердце» у нас. Любопытное сравнение: в молодости Ричард играл в хоккей за профессиональный клуб «Нью-Йорк Рейнджерс» и теперь говорит: «Католики – это просто номер на спине, а Православие – это суть христианства, это – название команды на груди. Ещё до 1054 года, с IV века, Западная Церковь находится ВНЕ ИСТИНЫ. Там много прекрасных и благочестивых людей, но католическая Церковь потеряла ПУТЬ И СМИРЕНИЕ. Там давно места Христа опустело... Вернее, на нём папа римский сидит. Моя жена из Колумбии, из рьяных католиков, но теперь она более православная, чем я».

      Ричард уверен, что после смерти все католики православными становятся, потому что ИСТИНУ воочию видят. Этот 66-летний муж пережил многое. Он раком болел, а врачи руками разводили: «Не жилец». Даже в страховке отказывали. Когда все деньги на лечение ушли, он с семьёй без дома остался. Было голодно и холодно. Жили в автомобиле, но горячо молились.

      Чудо не заставило себя долго ждать. Постучал им в окно минивэна один итальянский мафиози и говорит: «Выходите. Вот ваш дом», – и на свой особняк показывает. «А ты как же?» – «А я в трейлере поживу. Грехов у меня много. Может, простит Господь?».

      Потом Ричард все суды выиграл. Все страховки ему заплатили. И исцелился он окончательно. Впоследствии, благодаря Бога, они дом и всё имущество раздали, в Крестовоздвиженский монастырь переехали.

      А я всё не унимался с вопросами: «Почему вы всё-таки русское Православие выбрали, а не вездесущих греков, или сербов, или румын?»

      Во-первых, Ричард несколько лет работал на Украине, в Харькове. Там он внимательно к Православию присмотрелся. Во-вторых, греки ему из-за экуменических поползновений не понравились. Они с женой готовились миропомазание в Антиохийской Церкви принять, но там тайна исповеди – не тайна. Если священник на исповеди услышит о каком-либо даже незначительном нарушении закона, он обязан в полицию сообщить.

      Одна проблема смущала в православном храме: как он с больной после хоккея спиной будет стоять? Настоятель монастыря на это ответил: «Нет проблем. Мы для тебя стул поставим». Теперь молится Ричард со своей женой за своих детей и внуков, которые по всей Америке живут.

      Ехал на службу в монастырский храм и вижу: парень идёт по дороге, такой похожий на наших ребят. Спрашиваю: «Он случайно не из России или Украины»? – «Нет, что вы. Он коренной американец и бывший потомственный адвентист седьмого дня. Мишей его зовут».

      Любопытную мысль услышал я от одного бывшего неправославного: «Вы, исконные православные, не видите кое-что в вашей Церкви, потому что привыкли к этому. А мы свежим взглядом видим». – «???» – «Это – КРАСОТА».

       «Православные обладают сокровищем, в сиянии которого меркнут и красоты Парижа с Эйфелевой башней, и все блага технического прогресса, мчащиеся, шумящие, фосфоресцирующие где-нибудь в районе Манхэттена города Нью-Йорка» (о. Артемий Владимиров).

      В монастыре действует некая «Школа молодого бойца» – настоятель проводит ежедневные беседы с послушниками, будущими монахами. Настольной книгой у него является труд святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству». Название книги на английский переводится как «Арена», в смысле – «соревнование», «борьба», «брань».

      В Крестовоздвиженском монастыре я впервые услышал молитвы за мир на Украине на английском языке, и не только на литургии, на «Рцем», а и во время всенощного бдения. Thank you very much, братья.

      Когда ехали назад, вo Флориду, над нами долго парил белоголовый орлан – живой герб США. «Гуд-бай, Америка, о-о...» – поёт В. Бутусов. Не гуд-бай, Америка! Америка остаётся в сердце навсегда, как и любая земля Господня.

      Архимандрит Варсонофий (Подыма)


     Источник: http://russdom.ru