Араповские пещеры. Из истории земли Тульской.

(«Пещерный монастырь» у с. Тетяковка – Араповка или на реке Тетяковка)

            

   «В пещере Вифлеемской родился сам Господь Иисус Христос (Лк.II, 7).Во времена гонений здесь отправлялось Богослужение (II Мак.Х, 6, Евр., ХI, 38). Особенно во времена гонений на Христиан пещеры были убежищем для верующих. Здесь возникло общество отшельников и пустынножителей; здесь основались потом знаменитейшие монастыри. Таковы были в Сирии, Египте, Палестине, на Синае и др.»     Библейская энциклопедия 1891 г.(1).

 

   Однажды летом 1855 г. деревенские детишки на берегу небольшой речки Тетяковки, бросая  камни в высокий обрывистый  противоположный берег, пробили глубокую яму.  Несмотря на любопытство,  войти в это отверстие  ребята не отважились,  и побежали за взрослыми в родную д. Тетяковку-Араповку, что в Веневском уезде Тульской губернии. Когда крестьяне вошли в яму, то увидели пещеру в рост человека с ходами, комнатами и иконами в них. Народная молва быстро разнесла эту весть по окрестным селениям  и потянулся к ней  народ, да не с пустыми руками, а с добровольными вкладами – деньгами,  холстиною и восковыми свечами. Кто копал эти пещеры – никто не знал. Размеры их продолжали увеличиваться, однако  в  дневное время там с лопатами никого не видели.

   К началу осени о таинственной пещере узнало местное епархиальное начальство и направило на имя Епископа Тульского и Белевского Димитрия соответствующий рапорт. В результате дознания веневского земельного исправника выяснилось, что пещеры копали  крестьяне с. Гремячее Староказачьей слободы Яков Павлович Якунин, Василий Никитин и Иван Прокофьевич Кобзев  «…все трое  люди набожные и поведения весьма честного.  По их показаниям пещеры эти копают они уже шестой год, но до нынешнего лета никто об этом не знал, ибо они копали по ночам и не постоянно, по желанию их иметь там уединенное для Богомолия  место» (2).

   В документе имеется ее подробное описание: «При осмотре,  пещеры найдены в расстоянии от д. Тетяковки  примерно полторы версты на левом берегу речки Тетяковки в высоком обрывистом берегу вышиною аршин 15. Вход в них свободен для одного человека сначала на два аршина вышины до двух аршин ширины, потом идет такой же ширины влево на пять аршин вышиною до 2 ½  ар[шин]. Далее следует опять поворот влево и идет таким же коридором на 3 ½ ар. Тут поворачивает несколько вправо и на расстоянии 4 ½ ар.  образовывает как бы небольшую продольную комнату. Здесь стоят  четыре иконы, пред ними две восковые свечки и деревянная для вкладов кружка… Далее идет вправо опять узким коридором на семь аршин и потом, поворачивая вправо, продолжается еще на 15 ар. В конце стоят 2 иконы, а на земле две небольшие деревянные лопаты с короткими ручками, далее хода нет. Сверх этого при исходе семи аршинного коридора идет совершенно в противную сторону длиною на 5 ар. Такой же коридор, вышиною 1 ¼ ар., а в конце его вышина и ширина увеличена, так что свободно можно стоять двум человекам, где также есть две иконы, а на земле небольшое деревянное корытце. Весь берег, где находятся пещеры, состоит из разных цветов песку в цельной массе очень твердого» (3).

   Автор  сообщает об орудиях труда, с помощью которых производились работы по копанию пещеры - это  две деревянные лопаты  с короткими ручками. Песок выносили с помощью  деревянного корытца. Представленные  в документе  размеры позволяет при  желании  составить ее примерную схему на 1855 г.

   Из опасения  появления суеверных обрядов или даже раскола, Тульская духовная консистория приказала пещеры ликвидировать  и запретила впредь их посещение. Крестьян, стремящихся к отшельническому богомолью, она обязала подпиской  усерднее посещать храмы и молитвенное уединение  находить  в своих собственных домах. Деньги в количестве  21 руб 50 коп., холстина и иконы:  «Воскресение Христово», «Спасителя Нерукотворенного»,  «Смоленской Божией Матери», Святителя и Чудотворца Николая, Архистратига Божия Михаила, Великомученика  Георгия и другие поступили  в приходскую церковь с. Гремячее. Пещеры, согласно рапорта благочинного Веневского уезда Гремячевского селения Стрелецкой слободы священника Иоанна Гремячевского от 20 мая 1856 г.,  были «уничтожены – зарыты» (4).

   Насильственное закрытие  пещер вызвало еще больший интерес к ним жителей соседних деревень. Они стали посещать их тайно. Это обратило усиленное  внимание к пещерам Веневской полиции. Периодически там стали  производиться досмотры  с целью изъятия богослужебной утвари - Евангелий, икон, восковых свечей и холстов. В 70-е годы входы в них снова попытались  загородить, но как свидетельствует в консисторию священник Петр Алферьев: «В последующее же время пещеры исподволь по ночам тайно, неизвестно кем исправлялись,  и ночные хождения в пещеры возобновились» (5).

   Очередное обследование их по распоряжению церковного начальства было произведено в начале ХХ века. В Тульском областном  архиве выявлено дело о судьбе этих   пещер в 1903 – 1907 годы.  

   В рапорте Епископу Тульскому и Белевскому Питириму  от 18 января 1903 г. священник Василий Михайловский писал: «Когда получили начало эти пещеры неизвестно. Осмотр их производил преподаватель Тульской духовной семинарии Николай Иванович Троицкий (6)… Некоторые посетители видят там незнакомых старцев, которые продолжали копание пещер. При виде посетителей эти  старцы моментально уходят вглубь пещер, но следовать за ними не безопасно, так как очень трудно выйти из них. Те же посетители видят там: иконы, кресты и Евангелия, пред иконами горят лампады, некоторые говорят, что там даже есть неугасимые  лампады» (7).

   В 1903 г. году пещерные жители решили явить себя миру, чтобы  официально оформить свое пребывание в них.  Весной к крестьянам Тетяковского сельского общества обратился крестьянин с. Краснополья Покровской волости Епифанского уезда  Тульской губернии Андрей Васильевич Шестопалов с просьбой отвести ему землю недалеко от пещер для постройки келий будущего монастыря. Местные жители с почтением отнеслись  к прошению. С далеких времен пещерные монастыри славились  всенародной любовью. Поэтому на  собрании 10 марта 1903 г. единогласным голосованием они выделили Шестопалову в пожизненное пользование  полевой участок земли в размере  трех десятин в 15 саженях от горы пещерной. 28 сентября 1903 г. он  написал  прошение на имя Епископа Питирима о постройке на этой дарственной земле   келий. В одном из писем автор  пишет: «…как сын восточной церкви давно желал и желаю принять  новую духовную жизнь монашескую и жить по уставу…» (8).

   Одновременно к Епископу обратились с «Всепокорнейшим прошением» еще 9 человек,  назвавших «гору пещерную» своим  местом жительства. Это были  крестьяне Тульской губернии Епифанского и Веневского уездов Краснопольской, Покровской и Новоприборной волостей. В документе, составленном не очень грамотным языком, читаем: «… над  этими пещерами существовала и поднесь существуеца благодать Господня, [в] виде разных знаменьих вогн[енн]ых и радужных Свети, указывающая точна на святость этого места. Вследствие этого мы желаем быть ревнительными устроителями, защитниками и распространителями этого богоугодного благочестия. По словам писания Святых отцов,  Свято место не должно быть праздно и пусто. Поэтому мы, в количестве 9 человек, желаем с помочью Божию основать Бра[т]ство… Благословите и разрешите нам выстроить по наружности пещеры каменную часовню для торжественных служений,  кроме литургий…» (9).   

   Ссылаясь на Указ Св. Синода от 10 ноября 1871 г. за № 64, согласно которому  постройка келий разрешалась только внутри монастырей,  Тульская духовная консистория отказала в просьбе жителям пещерной горы.

   В мае 1905 г. представитель от общества прихожан с. Тетяковка Арсений Дементьевич Правов пишет прошение в С.-Петербург на имя Обер-Прокурора Святейшего Синода: «Местное Епархиальное Начальство почему-то отклоняет наше ходатайство. А потому, прибегая к покровительству Вашего Высокопревосходительства, я всепокорнейше прошу благоволить мне милостивым распоряжением о разрешении построек вышеозначенной часовни и братского общежительного дома с назначением для службы в часовне молебнов священника или иеромонаха. Присовокупляю, что в означенных пещерах в давнее время проживали глубокоуважаемые  и досточтимые схимники старцы» (10). На это и на следующее, спустя два года, прошение Епископу Тульскому и Белевскому от другого просителя - Алексея Ипполитовича Кузнецова, опять последовали отказы.  Теперь строительство не разрешалось в связи с наличием двух  храмов в ближайших селениях – в с.Тетяковке и в с. Староказачья слобода.

   Настойчивым прошениям жителей пещер об открытии монастыря помешала волна наступлений на христианский мир: первая русская революцию 1905-1907 гг.,  первая мировая война 1914 г.,  февральская  и октябрьская революция 1917 года. Они создали условия для наступления безбожного ХХ века. Но и в  атеистической стране   интерес к ним  не угас.

   В тульской газете «Коммунар» в 1962 г. опубликована статья Ю.Севостьянова об обследовании пещер Богородицкой геолого-съемочной партией. К ней приложена схема подземных ходов, называемых автором  «выработками».   Он  пишет: «Все ходы имеют высоту полного человеческого роста и ширину 60 сантиметров. Потолку придана правильная сводчатая форма. Повсеместно выработки сухие, устойчивые, не нуждающиеся в креплении. Некоторые ходы оканчиваются большими высокими камерами, также геометрически правильной формы. Кроме главного входа система выработок имела раньше два запасных. Сейчас они обвалены… Подземными галереями воспользовались отшельники монахи. Об этом свидетельствуют вырубленные в стенах ниши – иконостасы, кресты, находки в выработках церковной утвари» (11). Благодаря информации  о том, что пещеры не нуждались в креплении,  что в них продолжали находить  «церковную утварь»,  можно предположить, что в 20 - 30-е годы после  повсеместного  закрытия монастырей и храмов, они использовались для тайной молитвы подвижников. Как и в древние времена, они  могли служить убежищем для репрессированных христиан.

   В настоящее время пещеры на р.Тетяковка вызывают интерес археологов, спелеологов, туристов, автотуристов и просто любознательных людей. В интернете помещены  схемы их ходов, фотографии, заметки с различными  версиями возникновения,  с подробным объяснением как туда проехать.  В связи с  рукотворным происхождением их как местом для молитвы,  попыткой подвижников создать здесь пещерный монастырь,   реально возродить посещение пещер  и православными паломниками.

   Людмила Захарова, историк-архивист

   Источники:

  1. Библейская энциклопедия. Издание Свято–Троице-Сергиевой Лавры. 1990 г.  (Репринт: Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия.  В 4-х выпусках. Труд и издание Архимандрита Никифора. М., 1891. С.  564).
  2. ГКУ «ГАТО». Ф. 3. Оп. 11. Д. 983. Л. 6 об.
  3. Там же. Л. 6 об. - 7.
  4. Там  же. Л. 26.
  5. ГКУ «ГАТО». Ф. 3. Оп. 8. Д. 466. Л. 20 об.
  6. Троицкий Николай Иванович (1851-1920) - историк, краевед, археолог, издатель и редактор  сборников «Тульская старина», преподаватель Тульской духовной семинарии, заведующий Тульской палатой древностей.
  7. ГКУ «ГАТО». Ф. 3. Оп. 8. Д. 466.  Л. 4 - 4 об.
  8. Там же. Л. 3.
  9. Там же.  Л. 2 – 2об
  10. Там же. Л. 26-26 об.
  11. Севостьянов Ю. «Это – памятник старины»  - Коммунар. 1962, ноябрь, 15.